Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Онтогенез профессионального самоопределения» (научно-исследовательский проект и монография)


Серия работ «Онтогенез профессионального самоопределения»:

  1. Научно-исследовательский проект «Формирование профессионального и личностного самоопределения на различных этапах онтогенеза».
  2. Монография «Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте».

Актуальность, научная и практическая значимость.

Формирование личности, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Однако, как показывает практика, данная задача не всегда успешно решается.

Одной из причин такой ситуации является недостаток педагогических технологий формирования успешного профессионального и личностного самоопределения, а также отсутствие у педагогов необходимых знаний и навыков.

Другой значимой причиной можно считать недооценку при формировании  профессионального и личностного самоопределения ранних периодов возрастного развития, когда педагоги относят решение данной проблемы только к старшему школьному возрасту. Однако многие личностные характеристики, влияющие на успешность самоопределения, в старшем школьном возрасте уже сформированы. И тогда перед специалистами стоит задача не столько развития и воспитания, сколько коррекции значимых для успешного профессионального выбора личностных качеств старшеклассников.

Чем раньше начнётся личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворённость жизнью, личностный и профессиональный рост каждого человека в современном обществе.

Научная и теоретическая значимость проекта заключается в обосновании необходимости дифференцированного подхода к формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению субъектов образовательного процесса на разных этапах онтогенеза; в разработке концепции формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте.

Практическая значимость исследования определяется разработкой технологии формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению на разных этапах онтогенеза, которая может применяться педагогами и психологами образовательных учреждений в работе по активизации профессионального самоопределения детей разных возрастов с учётом общих закономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей детей.

База экспериментальной работы:

  • МОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Йошкар-Олы;
  • МОУ «Знаменская общеобразовательная средняя школа»;
  • МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г.Йошкар-Олы;
  • МДОУ «Детский сад №74 «Родничок» г.Йошкар-Олы;
  • МДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Гнёздышко» г.Йошкар-Олы.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный  (май-август 2007г.)

Цель: обеспечение условий проведения эксперимента.

2 этап – основной  (сентябрь 2007г. – май 2010г.)

Цель:работа по формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте (дошкольном, младшем школьном, подростковом, старшем школьном возрасте).

3 этап – обобщающий  (август 2010-январь 2011 г.)

Цель:обобщение полученных в ходе реализации проекта  результатов эксперимента и определение направлений дальнейших исследований по обеспечению психологического сопровождения профессионального самоопределения  на различных этапах онтогенеза.

Основные результаты и выводы:

  1. На этапе начальной диагностики  были изучены психологические особенности детей, влияющие на успешность профессионального самоопределения. Многие изученные психологические особенности детей (во всех возрастных группах) имеют негативное психологическое содержание и требуют психологической коррекции с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей – участников исследования.
  2. В ходе проведённой коррекционной работы, как показала итоговая диагностика, произошла оптимизация основных психологических характеристик детей, влияющих на успешность профессионального и личностного самоопределения. Позитивные изменения наиболее выражены у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В меньшей степени позитивные тенденции проявились у старшеклассников.
  3. Основные научно-методические результаты:

- представление результатов НИП на городских, республиканских, региональных, российских и международных конференциях (31 конференция);

- публикация основных результатов исследования в научно-методических изданиях, в том числе в журналах ВАК (более 50 публикаций);

- издание 6 учебно-методических пособий, учебного пособия и монографии по теме проекта.

Содержание монографии

Арон И.С. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте. - Йошкар-Ола, 2010. – 356с.

Введение

Часть 1. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогический феномен.

1.1. Основные направления изучения профессионального самоопределения.

1.2. Подходы к определению сущности профессионального самоопределения.

1.3. Методологические основы психологического исследования проблемы профессионального самоопределения.

1.4. Методы психологического сопровождения профессионального самоопределения.

Часть 2. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению на разных этапах онтогенеза и в особой социальной ситуации развития.

2.1. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению как основа его эффективности.

2.2. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению на разных этапах возрастного развития.

2.3. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития.

Часть 3. Методические рекомендации по подготовке к профессиональному самоопределению в детских возрастах.

3.1. Подготовка дошкольников к профессиональному самоопределению.

3.2. Подготовка младших школьников к профессиональному самоопределению.

3.3. Подготовка подростков к профессиональному самоопределению.


Арон Ирина Станиславовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогического менеджмента Марийского института образования. Сфера научных интересов: психология профессионального самоопределения на различных этапах онтогенеза и в особой социальной ситуации развития; психология профессионального здоровья.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su