Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Кинотренинг: технология и методика видеообсуждения» (практическое пособие для тренинга)


Актуальность

Бурное развитие в нашей стране в последние годы современных форм прикладной психологии – тренинга, консультирования, коучинга – ставит перед теоретиками и практиками, работающими в этой сфере – психологами, консультантами, тренерами – новые амбициозные задачи. Одной из таких задач является удовлетворение имеющейся у специалистов помогающих профессий насущной потребности в расширении эффективного инструментария работы в групповом и клиентском формате. Работа тренера – это технология и творчество, наука и искусство, четкость и прагматичность цели и многовариантность путей ее достижения. Инструментально-методическая составляющая является важным фактором достижения целей социально-психологического тренинга.

Мастерство тренера определяется различными компетенциями, среди которых умение подбирать либо конструировать методические процедуры и грамотно их встраивать в контекст программы, а затем корректно реализовывать в группе для достижения заявленных целей является, одной из ключевых. Для того чтобы тренинг был ярким, содержательным и эффективным, а также для наступления в результате его проведения запланированных изменений, тренер использует различные инструменты.

С момента возникновения тренинга как формы групповой психологической работы произошла существенная «продвижка» в используемых тренерами методических средствах. Появление первых информационных носителей позволило существенно обогатить инструментальную тренинговую палитру. Современные информационные технологии дают возможность тренеру значительно расширить спектр реализуемого им инструментария.

В отличие от других методических средств, вопросу использования в тренинге процедуры видеообсуждения в настоящее время в литературе, к сожалению, отводится незначительное внимание. В практических пособиях, посвященных различным тренинговым программам, авторами которых являются наши российские коллеги, о процедуре видеообсуждения практически ничего не сказано. Это, по нашему мнению, определяется, как «молодостью» данного методического инструмента по сравнению, к примеру, с психогимнастикой и ролевыми играми, так и определенными сложностями в подготовке и реализации самой процедуры видеообсуждения в группе. Как и любой инструмент, видеообсуждение показывает свою эффективность при условии его грамотного использования, оно запускает наступление запланированных эффектов в том случае, если тренером соблюдены технологические аспекты его реализации.

Научная и практическая значимость

- проект вносит вклад в разработку теории и методологии социально-психологического тренинга как опытного научения и многофункционального метода преднамеренных изменений личности, группы и организации;

- проект адресован специалистам в области социально-психологического тренинга, иных форм групповой работы для расширения их профессионального репертуара, пополнения «инструментального багажа» новыми, оригинальными апробированными методическими средствами из практики видеообсуждения;

- проект направлен на получение тренерами готовых, описанных в категориях  «Миф – Шеринг – Рефлексия» инструментов работы с группой в различных тренинговых программах по управленческой, коммуникативной, командообразовательной и иной, актуальной в современных условиях, тематике;

- описанная авторская технология реализации процедуры видеообсуждения в социально-психологическом тренинге позволяет тренеру грамотно работать с ориентировочной рефлексией участников, снять возможное сопротивление и получить запланированные содержательные и динамические эффекты с учетом особенностей участников и исходя из целевой составляющей тренинга;

- проект позволит ведущим тренинговых групп расширить границы в их профессиональной деятельности, сформировать новый взгляд на возможности работы с личностью, группой и современной организацией, новое видение себя, как специалиста, развитие своего творческого потенциала;

- проект ориентирован на стимулирование у тренеров познавательной активности, придания им импульса для создания собственных авторских техник для успешной реализации в своих программах.

Основное содержание работы

Работа состоит из: введения, двух глав – концептуально-теоретической «Теоретические и методические аспекты использования видеообсуждения в тренинге» и инструментально-прикладной «Видеообсуждение в работе тренера», заключения.

В проекте показана значимость корректного инструментально-методического обеспечения социально-психологического тренинга для получения содержательных и динамических эффектов в группе, достижения результирующей составляющей программы – наступления изменений на личностном, групповом и организационном уровнях. Описаны особенности процедуры видеообсуждения в тренинге, ее современное состояние, основные направления.

Особое внимание уделено методическим особенностям реализации видеообсуждения в социально-психологическом тренинге. Приводится авторская технология работы тренера с процедурой видеообсуждения в социально-психологическом тренинге, которая позволяет ему:

  • сформировать у участников четкое понимание целевой составляющей предлагаемой им процедуры видеообсуждения;
  • замотивировать их на конструктивную работу по выполнению задания и снять возможное сопротивление;
  • грамотно организовать процесс выполнения задания и корректно провести процедуру в группе;
  • получить запланированные эффекты, сформулированные в категориях изменений в участниках и в группе.

Описанная технология включает три этапа:

  1. подготовительный;
  2. реализации;
  3. обсуждения и получения «сухих остатков».

Автором предлагается разделить третий этап на две части:

- шеринга – анализа полученных участниками результатов работы в категориях «Здесь и сейчас»;

- рефлексии – анализа проведенного взаимодействия из позиции участника тренинга, в категориях «Там и тогда», что позволяет тренеру получить запланированные изменения, то есть корректно реализовать целевую составляющую тренинга.

В практическом пособии детально описан широкий спектр методического инструментария, относящегося к процедуре видеообсуждения для реализации его в социально-психологическом тренинге. Тренерам представлено несколько десятков готовых процедур из художественных и мультипликационных фильмов для использования в различных программах. Особенности реализации предлагаемых инструментов проиллюстрированы примерами из практики.

Читателям предлагается «тренерский тренажер» для самостоятельной подготовки процедуры видеообсуждения к ее реализации в различных тренингах – написание мифа процедуры, а также подготовки вопросов для этапов шеринга и рефлексии с целью получения запланированных эффекттов.

Результаты, выводы

- видеообсуждение в тренинге – область поистине безграничная и открывающая широкие инструментальные и ресурсные возможности для тренера;

- предлагаемые методические инструменты из области видеообсуждения позволяют автору и ведущему программы эффективно решать содержательные и динамические задачи в социально-психологическом тренинге;

- использование видеообсуждения в тренинге позволяет сделать его не только эффективным и увлекательным образовательным мероприятием, но и ярким Событием в организационной жизни предприятия и в практике обучения руководителей и сотрудников.


Трусь Александр Алексеевич - МВВПОУ, кандидат психологических наук, доцент; место работы - Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка; доцент кафедры прикладной психологии, докторант. Сфера научных интересов: психология управления; теория, методика, практика социально-психологического тренинга.

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su