Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Атлас по психологии»


Актуальность книги «Атлас по психологии» обусловливается тем, что психология в вузе изучается и усваивается не так, как другие науки. В отличие от других предметов школа системных психологических знаний не закладывает, и студенты в основном владеют только житейскими знаниями и понятиями, фрагментарными психологическими представлениями. Это, с одной стороны, облегчает обучение психологии, т. к. все-таки имеющийся запас житейских наблюдений постепенно включается в систему научных понятий, а с другой, – затрудняет обучение в силу того, что преподавателю приходится преодолевать эти житейские, донаучные представления и понятия. У студентов первого курса возникает проблема ломки сложившихся у них житейских представлений (особенно в начале изучения курса), появляется "терминологический барьер", что отнюдь не всегда приводит к полному, верному пониманию и усвоению сообщаемых психологических знаний.

Кроме того, психология очень сложная отрасль знаний, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающая своим вниманием большой объем специфических понятий и терминов, связанная в силу своего предмета со многими областями общественных и естественно-научных дисциплин. Вот почему психология не поддается быстрому освоению, ее содержание трудно запоминаемо.

Непонимание психологического материала усугубляется труднодоступным изложением материала в учебниках по психологии, слабой связью содержания учебного материала с практикой, с жизнью и с тем, что студентам в очень короткий срок приходится усваивать систему сложных психологических понятий и закономерностей. Сложность обучения психологии усугубляется также отсутствием должного учебника.

Цель «Атласа по психологии» состоит в освещении узловых вопросов и основных понятий, а также круга знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса «Психология. Часть 1». Поэтому авторы при подборе информации и её оформлении ставили следующие задачи: содержащаяся информация в пособии призвана удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а также в познании себя и других людей; поиски ответов на вопросы и выполнение заданий способствуют глубокому овладению психологией, использование ряда рациональных, в общем, хорошо известных в науке и практике способов визуальной выдачи, приема и переработки учебной информации, существенно дополняет текстовое изложение (знание этих приемов и практическое владение ими каждым студентом поможет более глубокому овладению предметом психологии, а самое главное — поможет сформировать более рациональные приемы работы с учебным материалом вообще, а значит, и культивировать их, внедрять в практику работы школы).

«Атлас по психологии» адресован студентам педагогических вузов, а также преподавателям психологии. Может быть использовано как в ходе аудиторных занятий, так и при самостоятельной работе.

Учебное пособие состоит из содержания, предисловия, введения, а также восьми глав: Глава 1. Предмет, задачи и особенности психологии как науки; Глава 2. Психология личности; Глава 3. Психология деятельности; Глава 4. Индивидуально-типологические свойства личности; Глава 5. Познавательная сфера личности; Глава 6. Эмоционально-волевая сфера личности; Глава 7. Психология общения; Глава 8. Психология группы. В книге содержатся итоговый контроль по курсу «Психология»,  литература и Интернет-ресурсы по предмету.

Способ выражения учебной информации в электронном учебном пособии в значительной мере обусловлен спецификой предмета. Пространность изложения в форме чисто словесного описания способствует углубленному раскрытию содержания формируемых понятий и действий. С помощью таблиц, схем и других иллюстративных материалов в книге связаны теоретические положения психологической науки с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в педагогической сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что психологический материал может и должен быть живым, привлекательным не только по содержанию, но и по форме.

Модель общей структуры каждой тематической главы определяется ее узловыми вопросами. Перечень узловых вопросов, перечень основных понятий по теме, информационно-методический материал, система вопросов и заданий — это комплекс взаимосвязанных средств глубокого овладения материалом. Смысловое чтение — система действий по вычерпыванию информации из текста, начиная с уяснения общей проблемы, сути и структуры объекта познания, уяснения системы ключевых понятий по данному разделу, набор соответствующих фактов и, наконец, овладение способами оперирования усвоенным материалом. А это невозможно без постановки вопросов к тексту и формулирования ответов на них, без решения вспомогательных задач.

Таким образом, полноценное использование атласа в учебных целях предполагает включение в работу всех его разделов, реализацию при этом принципа «от общего к частному».

Практическая значимость атласа определяется его использованием атласа в ходе аудиторных занятий как непосредственно, так и путем создания по материалам атласа презентаций, а также при самостоятельной работе студентов. Поскольку печатные иллюстративные материалы к курсу общей психологии отсутствуют, атлас может быть полезным пособием и для преподавателей психологии.

Результаты исследования

Учебное пособие «Атлас по психологии» представляет собой определенную систему, облегчающую процесс овладения обширным материалом, позволяющую достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий психологии.


Качалова Алевтина Васильевна – к.пс.н, доцент кафедры психологии Армавирской государственной педагогической академии. Сфера научных интересов: гуманизация и личностно развивающие технологии в образовании.

Щербанева Наталья Геннадьевна - к.пс.н, доцент кафедры психологии Армавирской государственной педагогической академии. Сфера научных интересов: гуманизация и личностно развивающие технологии в образовании.

Основные публикацииКачалова А.В., Щербанева Н.Г. Атлас по психологии в таблицах и схемах: учебно – методическое пособие. - Армавир: РИЦ АГПА, 2011 – 320 с.

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su