Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Дифференциальное исследование стратегий преодоления стресса у юношей и девушек» (выпускная квалификационная работа бакалавра)


В современном обществе жизнедеятельность человека неразрывно связана с влиянием различных негативных факторов, вызывающих физическое и эмоциональное напряжение. Зачастую, такое воздействие приводит к ухудшению психологического и функционального состояния, что неблагоприятно сказывается на профессиональной и личностной сфере человека. Понятием, объединяющим круг явлений, связанных с ухудшением психического состояния под влиянием негативных факторов, является стресс.

На возникновение и протекание стресса оказывают влияние личностные характеристики, особенности интеллектуальных процессов, а также значимости ситуации для субъекта. Факторы стресса и пути их преодоления меняются в различные периоды жизни человека. Особенную важность данная проблема приобретает в юношестве, являющимся значимым для дальнейшего становления личности, но до настоящего времени наименее изученным этапом онтогенеза. 

Причинами стресса в юношеском возрасте являются: кризис идентичности, смена места обучения, расширения круга общения, экзамены, возросшая ответственность за свое будущее, развитие самосознания, как основа адекватной самооценки и представления о себе.

Исследования копинг-стратегий, как инструмента для гармоничного функционирования жизнедеятельности личности в условиях социальной нестабильности и прогрессирующих негативных тенденциях развития (преступность, насилие, разводы), конкретно в юношеском возрасте, объясняется тем, что этот период характеризуется как наиболее сензитивный.

Это служит основанием для исследования данной проблематики с целью разработки программ психологической помощи в адаптации, преодолении трудностей собственными силами и с помощью других людей, через повышение стрессоустойчивости, стойкости и умению выбрать наиболее конструктивные копинг-стратегии.

Для исследования дефференциальных различий в выборе стратегий преодоления стресса у юношей и девушек использовались следующие методики: Методика «Шкала психологического стресса PSM-25»; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; Юношеская копинг-шкала; павловский опросник темперамента; Индикатор копинг-стратегий" Д.Амирхана [2].

Базой исследования послужил г. Ставрополь, Северо-Кавказский федеральный университет (Гуманитарный институт; Институт образования и социальных наук; Институт живых систем; Юридический институт; Инженерный институт).

Данные методики «Шкала психологического стресса PSM-25» таковы: 25% испытуемых имеют низкий уровень стресса;32% испытуемых со средним уровнем стресса;43% испытуемым присущ высокий уровень стресса.

Методика на выявление стрессоуйстойчивости Хомса-Раге показала, что у 98% респондентов, как у юношей, так и у девушек, высокий уровень стрессонаполненности (выше 300 баллов), то есть низкая степень сопротивляемости стрессу.

Результаты по методике индикатора копинг-стратегий" Д.Амирхана для диагностики ведущих стратегий преодоления стресса были следующие: общий балл по шкале «Стратегия разрешения проблемы» у всех испытуемых - 22,9, чуть выше среднего; общий балл по шкале «Стратегия поиска социальной поддержки» - 19,5; общий балл по шкале «Стратегия избегания» - 18,5). Стоит отметить, что разрыв между показателями небольшой, следовательно, можно сказать, что молодые люди, сталкиваясь со стрессом прибегают к различным стратегиям его преодоления, в зависимости от ситуации или общего самочувствия.

В ходе исследования также были выявлены гендерные различия в выборе ведущих стратегий: для юношей в большей степени характерна стратегия разрешения проблемы (24,3 балла по шкале «Стратегия разрешения проблем» у юношей, 21.2 балла у девушек). Девушки, при столкновении с неприятными ситуациями, чаще прибегают к помощи окружающих: друзьям, семьи, знакомым. Средний балл по шкале «Стратегия поиска социальной поддержки» у девушек 21,8, у юношей 17,5 баллов.

Общие показатели уровня возбуждения, как у юношей, так и у девушек, выше среднего (у юношей 65,2 балла, у девушек 52,7 балла). Средний балл уровня торможения у юношей равен 66,2, когда как у девушек 57,6 баллов. Уровень подвижности нервных процессов: у юношей средний балл равен 61,8, у девушек – 56,6. Уровень уравновешенности психологической активности: у юношей средний балл – 0,97, у девушек – 0,92. Это показатели высокой уравновешенности. 

Также в ходе исследования юношеских копинг-стратегий мы обнаружили, что молодые люди в ситуациях стресса чаще всего прибегают к следующим стратегиям: решение проблемы (78,8); работа, достижения (72,4); позитивный фокус (67,4); беспокойство (70,6 );отвлечение (69,02).

На основе математико-статистической обработки данных методом полной корреляционной связи кластерного анализа методом дендрограмм были получены следующие результаты:

Показатель Стратегия «Игнорирования» взаимосвязана со стратегией «самообвинения» на достоверном уровне значимости (0,01), что имеет непосредственную обуславливающую связь со стратегией разрядки (0,05) (рис.8). Показатели данной плеяды иерархических деревьев, стратегии, принадлежат к непродуктивным стилям преодоления стресса. Стратегия «Разрядка» направлена на отреагирования чувств, вызванных стрессовой ситуацией, например, плачем. 

Показатель Стратегия «Поиска социальной поддержки» взаимосвязана со стратегией принадлежности, что имеет непосредственную обуславливающую связь со стратегией беспокойства, которая относится к непродуктивному стилю преодоления стресса. Показатель Уровень торможения взаимосвязан со стратегией «Друзья» на достоверном уровне значимости (0,6), что имеет непосредственную обуславливающую связь с уровнем стресса. 

Показатель Стратегия «Работа» взаимосвязана со стратегией решения проблемы на достоверном уровне значимости, что имеет непосредственную связь с показателем уровнем силы, то есть уровнем уравновешенности.

Показатель Стратегия «Общественные действия» взаимосвязана со стратегией профессиональной помощи на достоверном уровне значимости (0,04). 

Гендерные различия в преодолении стресса проявляются в следующих взаимосвязях: у юношей уровень возбуждения имеет взаимосвязь с уровнем подвижности на достоверном уровне значимости (0,1), что непосредственно связано с продуктивной стратегией разрешения; показатель Стратегия «Игнорирования» взаимосвязан со стратегией «Самообвинения», что непосредственно связано со стратегиями «Несовладания» и «Разрядки»; показатель Стратегия «Работа» имеет взаимосвязь со стратегией «Уход в себя».

У группы девушек были получены следующие результаты: показатель Стратегия «Чудо» имеет взаимосвязь со стратегией «Несовладание» на статически значимом уровне (0,4), что непосредственно связано со стратегиями «Игнорирование», «Самообвинение» и «Разрядка»; показатель Стратегия «Работа» имеет взаимосвязь со стратегией «Решение проблемы» на статически значимом уровне (0,4). 

Таким образом, как видно, между особенностями нервных процессов и уровнем стресса у лиц юношеского возраста есть взаимосвязь с выбором стратегий преодоления стресса. Также обнаружены гендерные различия в специфике этих взаимосвязей. Полученные результаты позволяют говорить о том, что гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута – выявлены различия в выборе стратегий преодоления стресса у юношей и девушек, а также особенности их использования в юношеском возрасте.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 2 читателя
15.03.2021 13:53:00Гомонко Валерия ВительевнаСчитаю, что это важный вопрос для создания здорового нового поколения.
14.03.2021 12:11:04Евсюкова Ирина ЯковлевнаИнтересный проект по преодоления стресса.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su