Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Конструктивное онлайн-общение» (программа развития коммуникативной компетентности и социально-полезной активности у детей, подростков и юношества)


Автор:

Актуальность

В образовании есть дети, не охваченные коллективными внеурочными мероприятиями по социализации. В первую очередь, это дети подростки и юношество, находящиеся на домашнем и/или дистанционном обучении из-за временной нетрудоспособности, болезни, травмы, пандемии, инвалидности. Некоторые обучающиеся ограничены в общении из-за малой наполняемости школ в Карельской глубинке. К некоторым ребятам, находящимся на домашнем обучении, учителя приходят на дом – проводят уроки, но эти дети ограничены в получении возможности социализироваться в коллективе одноклассников, живом человеческом общении во внеурочной деятельности. У дистанционного формата реализации программ дополнительного образования социально-гуманитарной направленности есть возможность охватить перечисленные категории обучающихся психологической поддержкой. 

Научная значимость программы

Научная значимость программы заключается в психологическом анализе методов и приемов обучения в онлайн-формате с целью развития коммуникативной компетентности и социально-полезной активности у детей, подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении. Онлайн-формат имеет свои особенности: структуру и содержание, темп и ритм занятий.

Практическая значимость

Практическая значимость заключается в отработке методов и приемов онлайн-обучения, в результате которых у детей, подростков и юношества разовьются следующие компетенции:

  • формирование команды в онлайн-коммуникативной группе; 
  • развитие представлений об общении в формате онлайн, этикете и безопасности в интернет-пространстве, границах общения онлайн;
  • развитие командного способа решения проблем (вопросов);
  • развитие групповой социально-полезной активности (социальное проектирование) в формате онлайн.

Таким образом, с помощью программы можно отработать систему психологической поддержки по развитию навыков общения и социально-полезной активности у детей подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении.

Цель программы

Развитие навыков общения и социально-полезной активности у детей подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении.

Основное содержание работы

Этапы:

  1. Организационный этап. Распространение информации о программе в образовательные организации Республики Карелия. Получение согласия и заявлений на проведение занятий от педагогов, обучающихся и их родителей. Привлечение родителей и специалистов, педагогов образовательных организаций к программе, получение от них организационной и технической поддержки по организации рабочих мест обучающихся для подключения к онлайн-формату и организационного сопровождения на весь период реализации программы.
  2. Констатирующий этап. Выявление исходного уровня коммуникативной компетентности и социально-полезной активности у детей, подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении.
  3. Формирующий этап. Развитие навыков общения и социально-полезной активности у детей подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении.
  4. Контрольный этап. Получение обратной связи от детей подростков и юношества, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении. Оценка эффективности программы методами опроса, анкетирования.

Блоки программы реализуются в функциональных модулях:

I. Общение в онлайн формате:

  • «Командообразование в интернет-пространстве».
  • «Этикет онлайн-общения».

II. Мои твои границы общения:

  • «Границы интернет-общения».
  • «Мои твои решения».
  • «Конструктивное общение».
  • «Мои твои чувства».
  • «Хорошая атмосфера».
  • «Ораторское мастерство».

III. Мои твои ресурсы:

  • «Я – ресурс для коллектива».
  • «Я – ресурс для общества».

Результаты, выводы

Программа «Конструктивное онлайн-общение» успешно апробирована в формате дистанционного обучения на онлайн-площадках между ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования» и средними профессиональными организациями г. Петрозаводска Республики Карелия: ГАПОУ РК «Колледж технологии и предпринимательства» и ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум» в ноябре-декабре 2020 года, в период ограничительных мер по очным форматам обучения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

В результате освоения/апробации программы у обучающихся юношеского возраста, находящихся на домашнем и/или дистанционном обучении, развились навыки общения и социально-полезной активности. Получены положительные отклики о программе.

В содержании программы учитывались результаты, полученные лично автором программы в ходе эмпирического исследования развития коммуникативной компетентности и социально-полезной активности различных категорий граждан при освоении онлайн-площадок в период самоизоляции 2020 года, ограничительных мер в связи с угрозой распространения COVID-19. В том числе людей с ограниченными возможностями здоровья, для которых дистанционные форматы всегда востребованы для межличностного общения.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 3 читателя
14.03.2021 14:13:38Мельник Елизавета ВячеславовнаИнтересная программа!
14.03.2021 05:00:50Мельник Ольга АлександровнаОчень интересный проект.
09.03.2021 17:47:22Бобрикова Лидия Геннадьевнатема представляется актуальной; часто проблема буллинга берёт начало именно в формате онлайн, во многом из-за недостатка, у подростков, навыков и знаний конструктивного общения

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su