Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Школа маленьких железнодорожников» (психолого-педагогическая авторская программа)


Актуальность
На 29 съезде профсоюзов президент нашей компании Якунин Владимир Иванович отметил, что «Ближайшее десятилетие – это десятилетие борьбы за кадры», а в целевой программе «Молодежь Компании на 2006-2010 г.г.» выделена подпрограмма для детей 4-7 лет. Реализация ее – наша основная задача.

Детские сады  ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников.

Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
• Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
• Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
В дошкольном учреждении определено самое важное  направление деятельности детского сада – работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии  и  ознакомление с железнодорожной магистралью.

Социальная, научная и практическая  значимость
• поможет заложить основу для дальнейшей  профессиональной ориентации школьников  на профессии железной дороги;
• представляет основу работы педагогов детских садов по ознакомлению дошкольников с железной дорогой и ее профессиями, а в дальнейшем и по ранней профориентации малышей;
• представляет последовательную систему для получения знаний детьми-дошкольниками. 
 
Основные пути реализации  данной  программы:
• Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
• Выявление интересов и наклонностей детей;
• Знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий;
• Расширение деятельности  уголков железнодорожного транспорта;
• Проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;
• Издательская деятельность;
• Организация переписки с детьми детских садов железнодорожной магистрали;
• Распространение передового опыта среди детских садов  ОАО «РЖД».

При разработке содержания, форм и методов  программы  по ранней профориентации на железнодорожные профессии  я руководствовалась дидактическими принципами системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.

В процессе реализации этого направления мне  пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» М.Васильевой, Т.Гербовой, в. Комаровой,  которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. А  мы понимали, что профориентация на железнодорожные профессии  требует планомерности, систематизации и углубленной работы.

Кроме того, сложность работы заключалась  в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов  детских садов, эта тема не вызывает такого волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок  будет с  интересом заниматься только тем, что его  привлекает. Поэтому  наша работа  заключалась, во-первых,  в том, чтобы  заинтересовать педагогов железной дорогой и  научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.

Новизна. Вообще не существует методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомлению с железной дорогой дошкольников.

Цель программы: ранняя профориентация на железнодорожные  профессии.
 
Задачи:
-ознакомление с железнодорожной магистралью,
-познакомить детей с основами профессиограмм железнодорожных профессий,
-научить детей ориентироваться в многообразии железнодорожных профессий и знать их.

Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. В программу включен цикл  занятий, (каждое из которых состоит из трех блоков по 15-25 минут)  и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.

Формы и режим занятий: в течение нескольких месяцев 1 раз в неделю дети посещают 1 вводное и  основные занятия. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.

Занятия проводятся в рамках учебного плана «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.Васильевой, Гербовой и Комаровой  в различных разделах деятельности детей:
- сюжетно-дидактических  игр,
- ознакомления с художественной литературой,
- ознакомления с окружающим,
- конструированию  из бумаги, из природного и бросового, из строительного материала,
- игр – драматизаций,
- развития речи,
- развития элементарных математических представлений,
- аппликации и рисования,
- сюжетно-ролевых игр,
- игр-тренингов,
- музыкальных и спортивных развлечений.

Аудитория, на которую рассчитан проект
• Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 2-7 лет, апробировалась в течение 3 лет в детском саду № 47 ОАО «РЖД» г. Александрова, Владимирской области.

Этапы реализации проекта:
В детском саду 4 группы, в том числе 2 смешанные (3-5 и 5-7 лет).
1 этап. 2006-2007гг. – работа с детьми 2-3 лет
2 этап. 2007-2008гг. – работа с детьми 3-5 лет
3 этап. 2008-2009гг – работа с детьми 5-7 лет

Организация учебного процесса:
• Общее количество занятий с детьми 2-3 лет -11, с детьми 3-5 лет  -14, старшего возраста – 16.
• Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам.
• Занятия носят интегрированный характер.
• Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).
• Просветительская работа с родителями и педагогами.

Структура занятия:
• Ритуал приветствия
• Разминка
• Рефлексия прошлого занятия
• Основное содержание
• Рефлексия прошедшего занятия
• Ритуал прощания

На занятиях активно используются разнообразные:
• подвижные и малоподвижные игры,
• элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
• продуктивные виды деятельности,
• словесные игры,
• дидактические игры.
• развивающие задания в тетрадях.

1. Принцип соответствия  методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей-дошкольников
Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его готовности к восприятию материала.

2. Принцип создания состояния
Каждый человек в каждый конкретный момент времени находится в том или ином состоянии. Состояние определяется отношением нервной системы к той информации, которая постоянно поступает в неё. Длительное нахождение в каком-либо состоянии называется настроением. Особенно сильное воздействие на наше состояние оказывают наши мысли. Управлять мыслями ребёнка – значит,  управлять его состоянием, значит управлять процессом обучения.
Состояние ребёнка должно всегда соответствовать тому делу, которым он занимается.
Настроить ребёнка на занятие – значит, создать у него состояние, при котором ему хочется заниматься именно тем, что вы предлагаете. Этому способствуют предлагаемые в программе организационные моменты, которые включают в себя игры-приветствия, этюды.

Соблюдение принципа нагрузки способствует формированию и развитию мотивации к обучению.

3. Принцип комплексности
Принцип комплексности - на каждом занятии необходимо уделять внимание решению задач направленных на:
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности;
- повышение познавательного интереса;
- развитие мелкой моторики рук;
- формирование у детей, исходного уровня познавательной мотивации.

4. Принцип нагрузки
Никто не может совершенствоваться и развиваться нормально без препятствия, без нагрузки. Нагрузка имеет направленность воздействия и уровень воздействия и может варьировать от минимума до максимума, что, в свою очередь, определяет успех деятельности.
Для того, чтобы занятия с ребёнком, помимо освоения навыков мышления, внимания, развития навыков мелкой моторики и т.д., сопровождались ещё и развитием способностей к освоению новых навыков,  необходимо использовать принцип нагрузки.

Сущность принципа  данной программы, заключается в необходимости получения максимального тренировочного эффекта, который возникает только при работе с предельной для данного уровня развития ребёнка нагрузкой. Например, ребёнку предлагается задание на внимание, которое нужно  не просто выполнить, а довести скорость переключения внимания до предела (спрашивая: «А ещё быстрее можешь?»). Такой режим больше устраивает ребёнка: дети любят соревноваться, и занятия протекают значительно эмоциональней.

5. Принцип соответствия
Принцип соответствия формы организации занятий в данной программе соответствует ведущему виду деятельности шестилетнего ребёнка - игровому.

Каждое занятие включает динамические паузы, проведение физкультминутки.

Для проведения занятий каждому ребенку желательно иметь  тетрадь развивающих занятий по ознакомлению с железной дороге и раскраски-подсказки «Железная дорога» (авторы Т.Сташкова и Л. Шеболдина). Конспекты занятий опубликованы в книге «Мы – будущие железнодорожники», авторы те же.

К каждому мероприятию разработан конспект, предлагается методическое сопровождение в виде стихов, рассказов, сказок загадок о железной дороге и ее профессиях.

Построение занятий и содержательная часть
Программа рассчитана на 41 занятие с соблюдением преемственности (группа 2-3 лет -11 занятий; группа 3-5 лет -14 занятий; 5-7 лет – 16 занятий.) Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях экскурсий, развивающих игр и упражнений, творческих мастерских, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для ознакомления дошкольника с железной дорогой и ее профессиями.

Программа подчинена единой сюжетной линии –  обучению детей в школе маленьких железнодорожников у Королевы магистрали

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Виды контроля:
Цель:

 выявление уровня знаний детей о железной дороге и  последующая корректировка заданий программы.
• диагностика в начале и в конце года,
• постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях,
• рефлексия.

Динамика диагностики результатов  работы по ранней профориентации детей-дошкольников 5-7 лет детского сада № 47 ОАО «РЖД» за 2008-2009 учебный год  (в%):

Участвовало 35 человек.

 

Представления, навыки, умения, отношение к труду железнодорожников

Уровень знаний и умений 

Начало учебного года Конец учебного года
высокий средний низкий высокий средний низкий
Представления
1 Имеет представление о роли труда железнодорожников 48 52 0 61 39 0
2 Имеет представление о разнообразии железнодорожных профессий 45 55 0 51 49 0
3 Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов в трудовой деятельности железнодорожников 31 68 1 44 56 0
4 Имеет обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (железнодорожников) 27 61 12 35 55 10
5 Имеет общее представление о развитии Московской железной дороги 22 72 6 28 70 2
6 Имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда 74 26 0 80 20 0
Познавательные, речевые, игровые и трудовые навыки
7 Воспринимает трудовой процесс дифференцированно (последовательность компонентов) 23 58 19 34 56 10
8 Умеет строить наглядно-схематическую (и мысленную) модель трудового процесса 17 51 32 29 46 25
9 Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников 28 47 25 40 62 18
10 Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии 36 49 15 48 42 10
11 Пользуется речью, как доказательством для обоснования суждений о видах труда, профессиях 72 28 0 81 19 0
12 Владеет соответствующим словарем - профессия, материал, инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама 59 41 0 67 33 0
13 Включает в игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий 50 50 0 65 35 0
14 Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений 64 35 1 71 29 0
Умения
15 Переносит знания о способах и нормах взаимоотношений в труде на собственную детскую трудовую деятельность 40 55 5 45 54 1
16 Знает и называет различные виды железнодорожного транспорта, его назначение 68 32 0 78 22 0
17 Знает стихи, загадки, песни (на железнодорожную тематику) 77 23 0 85 15 0
18 Активен в различных играх (на железнодорожную тематику) 90 10 0 95 5 0
19 Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона (вокзал, виадук, транспортный узел) 67 32 1 87 23 0
20 Знает и умеет объяснить правила поведения на железнодорожном транспорте 61 49 0 79 21 0
21 Знает и объясняет правила поведения на железнодорожном транспорте 65 35 0 76 24 0
22 Знает и называет знаки "железнодорожный переезд" и др 59 41 0 70 30 0
Отношение к труду железнодорожников
23 Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям 51 49 0 58 42 0
24 Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку 80 20 0 88 12 0

 

Динамика диагностики результатов  работы по ранней профориентации детей-дошкольников 5-7 лет детского сада № 47 ОАО «РЖД» за 2008-2009 учебный год (в %) показала, что наблюдаются положительные изменения практически всех показателей  в представлениях, навыках, умениях, отношению к труду железнодорожников. Но есть такие направления, где показатели низкого уровня знаний и умений достаточно высокие и над которыми необходимо продолжать работать: 
-уметь строить наглядно-схематическую (и мысленную) модель трудового процесса;
-уметь самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников.

Кроме того, результатом профориентационной работы  является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители,  и пойти работать на железную дорогу.

Методическое сопровождение программы:
1. Методическая разработка «Мы будущие железнодорожники» Т.Н. Сташковой и Л.Н. Шеболдиной, М.,  «Гном», 2007
2. Раскраски-подсказки авторы Шеболдина Л.Н. и Сташкова Т.Н. «Железная дорога» и тетради развивающих занятий по ознакомлению малышей с магистралью, М.: Ритм, 2008 г.
3.  Авторские пазлы о железной дороге,  авторы Шеболдина Л.Н. и Сташкова Т.Н., 2008
4. Хрестоматия «В гостях у королевы Магистрали» (стихи, сказки, песни, загадки, считалки  о железной дороге). Составлена Шеболдина Л.Н. и Сташкова Т.Н.. 2008 г.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su