Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Использование методики "Рисунок с формой" для развития креативности учащихся в условиях общеобразовательного учреждения» (творческая научно-исследовательская работа)


Актуальность
Воображение, фантазия – это одна из наиболее важных способностей человека. Благодаря ей совершены научные открытия, созданы прекрасные произведения искусства. Без неё дети не услышали бы сказок и не смогли играть во многие игры. Прогресс бы остановился. Это лишний раз подчёркивает то, что воображение и фантазия являются высшей способностью человека и эта способность нуждается в особой защите и постоянном развитии. А развивается  она наиболее интенсивно от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Поэтому, я считаю свою работу актуальной и важной.

Социальная, научная и практическая значимость
В данной работе автор знакомит с исследованиями, связанными с использованием новой, разработанной им  методики, названной «Рисунок с формой», для развития творческого воображения учащихся разного возраста.

Он даёт  её подробное описание  с инструкцией и результатами. Указывает необходимые условия проведения занятий, их вариативность в зависимости от поставленных задач.

Обращает внимание на себя универсальность использования методики «Рисунок с формой» для учащихся разного возраста и её применение, как проективной диагностической методики, позволяющей выявить некоторые особенности личности учеников.

Главное, что отмечается автором, предложенная методика работает. Она вызывает у детей массу положительных эмоций. Интерес к такой необычной творческой работе ребята сохраняют на всём протяжении обучения. Содержание рисунка, его разработанность, удачное использование предложенной формы или форм в сюжете, дают возможность судить об уровне творческого потенциала ребёнка, оригинальности его идей и продвижении в своём индивидуальном творческом развитии.

Нельзя не отметить и психотерапевтический эффект в этой работе, так как  психологи заметят в рисунках проявления тревожности, агрессивности и других негативных эмоций,  от которых ребёнок избавляется в процессе прорисовывания.

Данная методика рекомендуется для использования не только специалистами-психологами, но и педагогами, а также родителями в работе по развитию воображения, фантазии учащихся.

Значение для развития психологии
Появился ещё один новый инструмент в работе практического психолога, педагога и родителя, помогающий развивать творческий потенциал детей.

Цель: диагностика психической функции воображения у детей школьного возраста и её развитие через активизацию фантазии с использованием  методики «Рисунок с формой».

Аудитория, на которую рассчитан проект:  учащиеся с первого по одиннадцатый класс.

Основное содержание работы или её этапы
В ходе изучения влияния методики «Рисунок с формой» на развитие творческого воображения учащихся разного возраста,  была выдвинута гипотеза о наличии развивающего эффекта при работе с детьми по данной методике и  поставлены следующие задачи:
1.Исследование динамики проявления в работах детей одного из существенных показателей креативности – разработанности и детализации идей.
2. Изучение показателей беглости (скорости), как проявления креативности.
3. Диагностика продуктивности работы детей при использовании разного количества форм в рисунке.
4. Статистическая оценка полученных данных, их количественный и качественный анализ.

В каждом классе было проведено по 10 занятий. При этом в первом классе все десять занятий посвящены работе с одной формой, во втором – пять занятий с одной и пять с двумя формами. В третьем, пятом, девятом и одиннадцатом классах три занятия дети работали с одной формой, следующие три с двумя, оставшиеся три с тремя и одно занятие – с четырьмя формами.

На каждом занятии фиксировалось время выполнения задания. В конце рассматривались все работы. А затем проводилась обработка результатов по таким показателям креативности, как разработанность, детализация и беглость (скорость). (Приложение 1). Разработанность и детализация оценивалась баллом за каждую значимую деталь рисунка (подсчёт баллов производился согласно краткому тесту творческого мышления П. Торренса, в частности, его фигурной форме), скорость – временем, необходимым для работы.

Кроме этого отслеживалась динамика развития творческих способностей детей каждого класса и в целом всех классов по вышеуказанным показателям, а  также показателям креативности, проявленным при работе с одной, двумя, тремя и четырьмя формами.

Результаты, выводы
В результате проведённой работы  были сделаны следующие выводы:
-Показатели творческости, как по разработанности рисунков, так и по динамике их выполнения (скорости)  имеют стойкие тенденции по увеличению у разных возрастных групп учащихся, что свидетельствует о наличии развивающего эффекта при использовании методики «Рисунок с формой» (Приложение 1).
-Самые высокие показатели продуктивности работ, как одного из проявлений креативности, продемонстрировали первоклассники, которые работали только с одной формой (3,17 балла). Далее показатели по классам можно расположить следующим образом: второклассники, работающие вначале с одной, затем с двумя формами (2,64 балла); девятиклассники, которые работали со всеми формами (2,17 балла); одиннадцатиклассники (2,09 балла); пятиклассники (1,98 балла); третьеклассники (1,95 балла).
-Самая высокая продуктивность при работе с разным количеством форм выглядит следующим образом:
*работа с двумя формами -2,31 балла
*работа с тремя формами – 2,27 балла
*работа с одной формой – 2,13 балла
*работа с четырьмя формами – 1,75 баллов

В результате анализа полученных данных автор пришёл к следующим выводам:
1. Гипотеза о наличии развивающего эффекта при использовании методики «Рисунок с формой» на развитие творческости учащихся подтвердилась.
2.  Наибольшим развивающим эффектом обладают занятия, где используется 2,3 и 1 форма.
3. Самый большой эффект в развитии показателей творческости даёт данная работа с первоклассниками и второклассниками. В третьем и пятом классах продуктивность работы несколько понижается, а затем в девятом и одиннадцатом нарастает.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su