Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Детско-родительский тренинг "Фантазеры" (семейная игротека)» (программа тренинга)


Современная психологическая наука считает, что важным фактором благоприятного развития ребенка являются теплые эмоциональные отношения с близким взрослым. Теория привязанности Дж. Боулби подчеркивает огромное значение отношений между матерью и ребенком, которые являются основой успешного развития малыша. То есть специфика контакта мамы с ребенком и особенности детско-родительских отношений влияют на социальную адаптацию ребенка, а также на его физическое и личностное развитие.

В контексте данной программы семья рассматривается нами как семейная система, представляющая собой нечто большее, чем совокупность отдельных ее членов. Исходя из теории семейных систем М. Боуэна, проблемное, или симптоматическое поведение ребенка всегда влияет на семейные отношения, приводя к вторичным изменениям семейной системы. А семья, со своей стороны, так же влияет на ребенка, поддерживая и закрепляя его симптоматику, либо помогая с ней справиться.

Работа семейного психолога позволяет взаимодействовать с той средой, в которой живет ребенок, и дает возможность использовать ресурсы всей семьи. Поэтому семейный терапевт предлагает поддержку не только детям, но и их родителям.

Исходя из вышесказанного, занятия в детско-родительской группе «Фантазеры» Семейная игротека нацелены на формирование теплого эмоционального контакта и укрепление взаимоотношений между матерью и ребенком дошкольного возраста.

Основная цель развивающей программы (детско-родительского тренинга) – способствовать гармоничному развитию отношений родителей с детьми дошкольного возраста на основе психологических знаний и нового опыта, полученного в результате работы группы.

Основными задачами развивающей программы являются:

  • взаимодействие с семьей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка
  • выработка новых навыков взаимодействия родителей с ребенком
  • налаживание эмоциональных взаимоотношений в семье
  • расширение возможностей понимания родителями своих детей.

Для решения указанных задач программа предусматривает две формы работы:

  • детско-родительские занятия
  • беседа с родителями (психологическое просвещение в конце занятия).

Эти формы работы позволяют родителям в непосредственном контакте с ребенком опробовать новые способы конструктивного взаимодействия, опираясь, в том числе, на знания и опыт, полученные в ходе психологического просвещения.

Адресатом развивающей программы являются семьи, имеющие детей в возрасте от четырех до семи лет, как с нормативным, так и с отклоняющимся развитием. Категория участников: дети дошкольного возраста (4 – 7 лет) с нормативным или отклоняющимся развитием, и их родители. Размер группы для детско-родительских занятий: от четырех до семи ядерных семей.

Продолжительность программы: пять детско-родительских занятий. Режим занятий: один раз в две недели по два часа. Длительность обучения: десять часов. Форма обучения: очная.

Основные методы, используемые на детско-родительских занятиях – индивидуальная и совместная игра, наблюдение и коррекция детско-родительского взаимодействия. При работе с родителями используется метод беседы, информирование, ответы на вопросы и групповая дискуссия.

С целью повышения эффективности программы семьям даются домашние задания на включение в работу отсутствующих на занятиях членов семьи, а также для отработки знаний и навыков, полученных в процессе работы группы.

Структура детско–родительских занятий включает в себя: вводную часть, основную и заключительную.

  1. Вводная часть:
    • Ритуал приветствия участниками друг друга.
    • Обозначение своего актуального «Цвета настроения» на данный момент.
    • Разогрев, создание позитивного настроя.
  2. Основная часть:
    • Работа в детско-родительской паре – дается задание на взаимодействие родителей с ребенком, выполнение которого позволяет участникам пообщаться и поиграть между собой и подготовиться к взаимодействию с другими семьями).
    • Взаимодействие между семьями, в процессе которого происходит формирование семейной идентичности у участников тренинга, понимание ценности и уникальности своей семьи. Происходит разделение понятий «мы» (семья) и «они» (другие семьи).
    • Подвижная коллективная игра «Игровой парашют» (игровое пособие), обучение навыкам взаимодействия каждого участника со всеми остальными, работа в команде.
    • Закрытие границ семейной системы, возвращение в свою семью, снова взаимодействие внутри семьи и детско-родительской пары.
  3. Заключительная часть:
    • Свободная игровая деятельность детей.
    • Работа психолога с родителями.
    • Позитивное завершение.
    • Ритуал прощания.

Темы занятий детско-родительской группы: «Давайте познакомимся!», «Приходи, сказка!», «Разноцветный мир чувств», «Моя семья и все-все-все», «До свидания, друг».

Принципы организации детско-родительских занятий.

  • Создание специально организованного пространства для занятий, подбор игрушек и пособий в соответствии с психологическим возрастом детей.
  • Соблюдение структуры и регулярности занятий, постоянство состава группы.
  • Обязательное присутствие взрослого вместе с ребенком.
  • Добровольность посещения занятий.
  • Сознательность и активность участников группы для лучшего усвоения новых знаний, умений и навыков.

Принципы работы ведущего группы.

  • Соблюдение прав и свобод участников группы.
  • Организация безопасного пространства для занятий во избежание получения травм кем-либо из участников группы.
  • Создание доверительной атмосферы в группе для предоставления возможности самораскрытия ее участникам.
  • Соблюдение всеми участниками группы правила конфиденциальности получаемой информации.
  • Оказание психологической поддержки родителям, ориентировка на их ресурс.

Результаты реализации программы:

Родители, в результате прохождения тренинга приобретают знания:

  • о способах установления позитивного эмоционального контакта,
  • о методах активного слушания и я-сообщениях,
  • о том, как говорить так, чтобы дети слушали и слышали,
  • о психологических особенностях своего ребенка, его потребностях и интересах.

Родители приобретают навыки и смогут:

  • апробировать полученные знания и умения для выстраивания позитивного эмоционального контакта с ребенком,
  • поближе познакомить ребенка с семейными традициями и членами расширенной семьи,
  • научиться отслеживать связь между своими действиями и поведением ребенка,
  • почувствовать себя более уверенно в роли родителя, быть более последовательными,
  • получать удовольствие от времени, проведенного с детьми

Дети, в результате прохождения тренинга смогут:

  • найти новых знакомых и друзей,
  • узнать новые игры и упражнения и поучаствовать в них,
  • научатся взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

В результате проведения детско-родительской группы у семьи формируется понимание и чувствование своей семьи как ценности, повышается значимость принадлежности к семейной системе, и принимается уникальность самого себя и друг друга. Благодаря занятиям семейная идентичность, ощущение ценности семьи и каждого из ее членов нарабатываются достаточно быстро и являются стойкими.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su