Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«“Удивительное путешествие”. Профилактический курс по формированию ценностного отношения к здоровью у учащихся 1-2 класса» (Методические рекомендации для педагога. Рабочая тетрадь для учащихся)


Актуальность

Последние наблюдения за состоянием здоровья школьников выявляют стойкую тенденцию ухудшения физического развития детей, снижение психофизиологических и социально-психологических показателей здоровья. Низкий уровень здоровья поступающих в школу детей не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости не только на первом году обучения, но и в последующие годы. Поэтому важно не только сохранить здоровье ребенка в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем: формировать установки на здоровый образ жизни, ценностное отношение к своему здоровью.

Практическая новизна и значимость

При разработке курса мы опирались на такие особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, акцентированные рядом ученых, как развитие произвольности психических процессов, накопление социального опыта, способность к соподчинению мотивов. Все это дает им возможность планировать действия, соотносить их со своими возможностями, ставить цель, находить способы ее реализации, успешно усваивать нормы и правила поведения, принятые в обществе, предвидеть последствия своих поступков.

Отличительными особенностями курса «Удивительное путешествие» является то, что:

  • содержательный материал представлен таким образом, что, выполняя задания, дети самостоятельно делают выводы о пользе или вреде тех или иных способов поведения в различных ситуациях, видя «успешный» и «неудачный» примеры для подражания. В темах курса дан алгоритм избавления от вредных привычек, показано, как относиться к победам и трудностям, управлять своим временем.
  • родители включены в совместную деятельность с детьми по освоению и закреплению тем курса через работу на «Домашней страничке» тетради.
  • курс завершается самостоятельной работой школьников по построению собственной Вселенной здоровья (фактически собственного жизненного плана).

Цель курса: формирование ценностного отношения к собственному здоровью у младших школьников.

Задачи курса:

  • повышение психоэмоциональной устойчивости и саморегуляции, развитие позитивного мышления;
  • формирование позитивного отношения к себе и другим людям, обучение ненасильственным способам разрешения конфликтов, соблюдение норм и правил поведения в семье и обществе;
  • формирование активного отношения к собственному образу жизни;
  • развитие и укрепление позитивного характера детско-родительских отношений посредством совместной деятельности.

Основное содержание проекта

Профилактический курс «Удивительное путешествие» представляет собой комплект из методического пособия для педагогов, включающего разработку 18 тематических занятий, методические рекомендации по их проведению, дополнительные материалы к занятиям в виде сказок и притч, и рабочей тетради с заданиями для учащихся. Каждое занятие предполагает путешествие на сказочную планету, знакомство с ее жителями, обычаями и событиями планеты, помощь жителям планеты в решении задач и проблем, обусловленных тематикой занятия. Все занятия сгруппированы в три раздела, охватывающие психический, социальный и физический компоненты здоровья.

1. Вводное занятие

I. Управляю своими эмоциями и поведением.

2. Я и мои способности

3. Мир чувств и эмоций

4. Как научиться управлять своими эмоциями

5. Нормы поведения. Этикет.

6. Отношения к трудностям, успехам и поражениям.

II. Я среди других людей.

7. Дружная семья

8. Мы – одноклассники

9. Все мы разные (Отношения к другим людям)

10. Конфликты, или как жить дружно

III. Мой образ жизни.

11 Управление своим днем

12. Приятного аппетита.

13. Подружка Гигиена

14. Двигайтесь для здоровья

15. Полезные и вредные привычки

16. Как приобретать полезные привычки и избавляться от вредных.

17. Особо опасные (привычки).

18. Построй свою Вселенную здоровья (Итоговое занятие)

Результаты и выводы:

Результативность курса определяется:

  1. Анкетированием учащихся по окончанию прохождения курса.
  2. Анализом продуктов деятельности учащихся – количественный и качественный анализ выполнения заданий в рабочей тетради.
  3. Анкетированием родителей об использовании детьми способов сохранения здоровья.
  4. Оценкой степени участия родителей в усвоении курса ребенком через количественный и качественный анализ совместно выполненных заданий на «Домашней страничке» в рабочей тетради.

Апробация курса прошла в 7 школах города в 2014 году, реализация его продолжиться еще в 15 школах с января 2015 года.

Анализ результатов показал, что программный материал на высоком уровне усвоили от 72,6% до 86% школьников (в отдельных классах). По результатам анкетирования родителей и педагогов от 64% до 81% детей применяют полученные из курса знания на практике. Количество родителей, помогавших детям в освоении курса, составило от 84% до 100% . Высокая оценка родителей данного курса составила от 86 % до 100%.

Оценка программы педагогами по 9-балльной шкале составила 8,6 балла.

По отзывам педагогов: данный курс создает положительный эффект в работе учителя по сплоченности ученического коллектива, является дополнительным материалом познавательно-естественного цикла в рамках реализации ФГОС второго поколения. В курсе много интересных и полезных заданий. Особо отмечена педагогами полезность изучения основных эмоций и управление ими, формирование позитивного отношения к трудностям, воспитание позитивного отношения к конфликтам, формирование толерантного отношения к членам семьи, предупреждение вредных привычек и осознанное формирование детьми полезных привычек.

Выводы: данное пособие является актуальным, интересным и востребованным для учащихся, педагогов и родителей начальной школы.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su