Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Педагогическая психология: интеграция теории и практики» (печатное издание)


Актуальность
Данный проект - благодарная память учеников, коллег, единомышленников к 90-летию со дня рождения выдающегося ученого, известного российского психолога, доктора психологических наук, профессора В.А.Крутецкого (1917-1991).
Он по праву принадлежит к числу известных и ярких отечественных психологов, а его основные идеи: гуманизация и гуманитаризация образования, творческий и индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания, личностное и профессиональное становление человека и развитие его способностей, обучение и воспитание как единый процесс образования, создание психологической службы и сохраняют свою актуальность и получают новую интерпретацию в психологической теории и практике.

Социальная, научная и практическая значимость
Социальная значимость. Проект позволяет воссоздать основные этапы научной, педагогической и организационной деятельности В.А.Крутецкого, выявить круг его научных интересов, связанных с проблемами психологии большой социальной значимости: формирование нравственности и гражданской позиции личности на разных этапах ее становления, профессиональной подготовкой учителя, раскрыть историческую обстановку и профессиональную атмосферу второй половины ХХ века. Разносторонность деятельности В.А.Крутецкого определяет масштаб его научных поисков и позволяет говорить как о научно-практическом, так и о социальном статусе его наследия, консолидирует усилия профессионального сообщества не только психологов, но и педагогов, социологов, философов и задает вектор научно-практического поиска в области психологии способностей, психологии учителя, проблем психологии обучения и воспитания.
Научная значимость. В процессе работы над проектом появилась возможность уточнить и осмыслить научно-практическую значимость работ, восполнить недостаток знаний в научном наследии психологов России прошлого века, а также имеющую место недооценку персонального научного вклада В.А.Крутецкого в педагогическую психологию, психологию индивидуальных различии, психологию личности.

Автор проекта акцентирует внимание на научной значимости трудов В.А.Крутецкого, ставших предпосылкой для развертывания психологической практики российского образования, а также обретении ими своего дисциплинарного статуса. Углубляя разработку вопросов психологической науки о преемственности, кумулятивности психологического знания, проект создает условия для развития психологической науки, позволяет широкому кругу лиц понять глубину психологического обоснования инноваций в современном образовании.

Практическая значимость определяется широтой влияния идей В.А.Крутецкого на разные области психологического знания: общую, детскую, педпсихологию, психологию образования. Данное в них широкое психологическое обоснование учебно-воспитательной работы школы является, неоспоримым вкладом в разработку теоретических и практических вопросов, направленных на реализацию национального проекта «Образование», а представленные материалы способствуют формированию индивидуального стиля работы, направленного на личностноориентированный и практикоориентированный подходы в образовании среди которых переизданная книга «Педагогическая психология: интеграция теории и практики» может быть использована в образовательном процессе.
 
Значение для развития психологии
Обращение к работам В.А.Крутецкого позволяет углубить представление о модификации психологической мысли на одном из значимых этапов поступательного развития  психологической науки и дает возможность проследить процесс роста психологического знания в конкретный хронологический период. (В последние годы возрос интерес к психологам ХХ века но, к сожалению, нет обобщающих материалов, касающихся жизни и научного пути видных отечественных психологов, нет работ, анализирующих продуктивность высказанных ими идей). Изучение наследия В.А.Крутецкого свидетельствует о том, что он неограничился изучением только одной проблемой в психологии. Вместе с другими «семидесятниками» В.А.Крутецкий стремился найти выход из кризиса в области психологии личности, когда разрыв между психологической практикой и наукой достиг угрожающих размеров. Его работы стали продуктивным моментом и значимой вехой в исследовании субъектности личности. Именно это обеспечило резонирование идей, разрабатываемых В.А.Крутецким, в сознании последователей, развивающих и реализующих идеи личностноразвивающего образования.

Цели
Цели настоящего проекта – разносторонне представить вклад В.А.Крутецкого в психологию, дать оценку его научно-исследовательской деятельности с позиций современной науки, отрефлексировать его идеи и показать их значимость для российской психологии. В основу проекта положена главная идея В.А.Крутецкого – реализация основных принципов и достижений психологической науки в практике образования.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Это широкий круг специалистов в области психологии, теории и практики образования, а также студентов и начинающих специалистов.

Основное содержание работы
Наследие В.А.Крутецкого свидетельствует о широком диапазоне его интересов, стремлении внедрять результаты теоретико-эксперементальных исследований не только в психологическую науку, но и образовательную практику.
В процессе реализации проекта была поставлена задача провести психологическое интервью с разными людьми: коллегами, соратниками и учениками В.А.Крутецкого, в связи с чем расширилась фактология описываемой деятельности и появилась возможность дать личностную представленность человека, которого можно по праву отнести к патриархам отечественной науки.

В ходе реализации проекта шел сбор материалов для работы над книгой, что потребовало анализа и нового прочтения опубликованных трудов В.А.Крутецкого, ознакомление с документальным научным архивом, архивом психологического института РАО, института повышения квалификации, МПГУ. В ходе сбора материалов использовались беседы и психологические интервью с представителями научной школы.

Чествуя психолога такой величины, как В.А.Крутецкий, мы собрали специалистов, которые видят обсуждаемые проблемы с «другой кочки» и готовы поделиться своими взглядами из тех регионов, где психологическая практика в образовании достаточно развита. Факт перехода на «двустороннюю границу», т.е. на принципиально другие отношения между наукой и практикой, стал реальностью с появлением различных психологических служб.

Выбор форм деятельности в рамках проекта обусловлены стремлением показать разносторонний вклад В.А.Крутецкого в различные области психологического знания, а также образовательную практику школ, училищ и вузов. В связи с этим потребовались различные виды его репрезентации:
• Всероссийская Интернет-конференция (январь-февраль, 2007);
• Межвузовская олимпиада по возрастной и педагогической психологии «Психология педспособностей» (март, 2007);
• Конкурс педвузовских учебных программ, глав учебников и методических материалов к ним по основным психологическим дисциплинам (январь-май, 2007);
• Международная научно-практическая конференция «Психологические практики в российском образовании» (октябрь, 2007);
• Психологический брифинг «Состояние проблемы  и перспектив развития служб практической психологии образования» (октябрь, 2007);
• Мемориальное заседание: «В.А.Крутецкий и реализация его идей в психологической практике образования России» (октябрь, 2007);
• Юбилейное издание «Педагогическая психология: интеграция теории и практики» (октябрь, 2007);
• Выставка научно-творческих достижений «Психологические практики в российском образовании» (сентябрь-октябрь, 2007);
В рамках проекта подготовлен цифровой диск как приложение к научным материалам.

Структура проекта отражает последовательность жанров его реализации в образовательных системах Юга России.

Результаты, выводы
Научная рефлексия наследия В.А. Крутецкого представляется нам своевременной и актуальной: она позволяет глубже осознать намеченные пути сближения психологической теории и практики. Предложенный проект облегчит путь теоретиков и практиков, которые будут последовательны в оценке персональных вкладов, требующих адекватного атрибутирования, т.к. представляет собой не просто теоретический курс, обобщающий накопленный опыт, но и практическая, прямое руководство к работе, поскольку публикуемые материалы уже опробованы на практике и показали свои положительные результаты. 


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su