Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Профилактика девиантного поведения и суицидального риска школьников в рамках программы “Повышение жизнестойкости”» (программа социально-психологического направления)


Актуальность, научная и практическая значимость

Актуальность выбранной темы обусловлена значительным увеличением числа суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей в последние годы, о чем свидетельствуют данные отчёта Детского фонда ООН. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Так в Республике Тыва в 2008 -2009 году число самоубийств среди подростков достигло 207 случаев, из них 153 – среди девочек, причем тувинской национальности. Это вызвало большое волнение у администрации Республики, были организованы курсы повышения квалификации для учителей, так как учитель не знает, что в этом случае делать и как это предотвратить. На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивных отношений между школьником и родителями, сверстниками, учителями. Все это в протест безразличию со стороны взрослых заставляет подростка совершать правонарушения, самоубийства. В связи с этим актуальность выбранной темы: «Профилактика девиантного поведения и суицидального риска школьников в рамках программы «Повышение жизнестойкости» - не подвергается сомнению.

Научная значимость заключается в разработке модели, технологии и алгоритма, которые позволили объединить между собой несколько процессов: психологического исследования и педагогического просвещения взрослых и подростков, направленных на профилактическую и коррекционную работу по предотвращению суицидальных попыток, девиантного поведения среди учащихся разных возрастных групп. А так же направленных на формирование жизнестойкости школьника, то есть способности человека возвращаться к нормальному состоянию после потрясений (своеобразная «упругость» - способность «гнуться, но не ломаться»). Обеспечение высокого учебно-профилактического, просветительско-воспитательного эффекта как среди обучающихся, так и среди педагогов, было достигнуто за счет интегративного взаимодействия взрослого и подростка при правильной координации участия социально-психологической службы Кызылского центра образования «Аныяк», Тувинского государственного университета, Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации и других субъектов, прямо или косвенно участвующих в профилактической работе девиантного поведения и суицидального риска среди детей и молодёжи.

Практическая значимость заключается:

  •  в написании и издании серии методических разработок групповых занятий психолого-педагогического направления по программе «Повышение жизнестойкости»;
  • в разработке серии социально-психологического индивидуального сопровождения школьников, направленных на формирование жизнестойкости, законопослушной личности по направлениям: индивидуальное сопровождение учащихся, групп суицидального риска, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учащихся склонных к девиантному поведению, несовершеннолетних беременных и родивших девушек «Маленькая мама», детей из неблагополучных семей;
  • в разработке и во внедрении пакета документов по индивидуальному социально-психологическому сопровождению учащихся «группы риска» и их семей.

Основное содержание работы (или ее этапы)

Программа «Повышение жизнестойкости» направлена на организацию профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток и профилактики девиантного поведения среди учащихся разных возрастных групп КЦО «Аныяк», общеобразовательные классы которых формируются Комиссией по делам несовершеннолетних: (из социально неблагополучных семей, учащиеся с девиантным поведением, состоящие на учете ОПДН, беременные несовершеннолетние, условно-осужденные, находящиеся под следствием). В результате конкурсного отбора КЦО получил статус республиканской экспериментальной площадки для реализации программы в три этапа:

1. 2010–2011 гг. – подготовительный этап: изучение, диагностика, составление плана, разработка программ психологического, профилактического направления, психолого-медико-педагогическое просвещение педагогов, сдача отчетной документации.

2. 2011–2012 гг. – внедренческий этап: внедрение разработанных мероприятий, программ, изучение полученных результатов, мониторинг, коррекция, разработка и составление плана на следующий этап, сдача отчетной документации, выступление на семинарах, конференциях.

3. 2012–2013 гг. – заключительный этап: анализ, обобщение полученных результатов, описание опыта работы по внедрению программы через печатные издания (методички, статьи), демонстрацию мастер-классов перед учителями Республики, семинары, выставки, курсы повышения квалификации, публичный отчет о проделанной работе и т.д.

Для получения гарантированного результата весь педагогический коллектив КЦО был разделен на МИГи (Малые Инициативные Группы) по направлениям программы «Повышение жизнестойкости»: «Тренинг толерантности», «Маленькая мама», «Школа ДОБРА», «Школа Успеха», «ПрофориентациЯ». За каждым МИГом закреплены по 2 класса, а также учащиеся «группы риска». Эти группы учителей совместно с учащимися готовятся ко всем мероприятиям Центра, что обеспечивает практически 100%-ую вовлеченность учащихся во внеурочную деятельность. Таким образом, каждый ребенок «группы риска»  постоянно находится в поле зрения как минимум двух взрослых.

Результаты, выводы

Программа профилактики девиантного поведения и суицидального риска «Повышение жизнестойкости» презентовалась на различных зональных семинарах-совещаниях, получила высокую оценку педагогического сообщества Кызыла и Республики: грамоты Министерства образования, Министерства молодежи и спорта; дипломом 1 степени на Республиканском семинаре по проблемам наставничества в образовании.

Результатом проделанной работы является снижение количества случаев правонарушений и суицидальных попыток. А так же психолого-педагогическое просвещение учителей Республики через мастер-классы, конференцию на уровне Республики, большой практический материал, который является базой дальнейшего исследования.

Пакет документов индивидуального сопровождения ребенка и семьи принят Департаментом по образованию как основной при переходе ребенка из одного образовательного учреждения в другой. В 2013 году КЦО «Аныяк» стал победителем конкурса «100 лучших школ России».


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su