Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Психология позднего периода жизни» (учебное пособие)


Юсупов И.М. Психология позднего периода жизни: Учебное пособие. — Казань: Изд-во «Познание», 2012. — 232с.: ил. ISBN 978-5-8399-0403-3

Актуальность, научная и практическая значимость

Население страны стареет быстрее, чем население ближневосточного зарубежья. Демографический спад 90-х годов ХХ века в России эхом отозвался в современности. Ныне государство испытывает кадровый дефицит молодежи во всех сферах экономики, что угрожает национальной безопасности в обозримом будущем. Профессионалы, достигнув старшего возраста, по ряду социально-экономических причин оказались невостребованными, выброшенными за борт общественной жизни. При этом их психофизиологический ресурс ещё позволяет продуктивно трудиться. Подобранные научные методики психосоциальной диагностики раздвигают грани возможностей психологов и врачей по определению круга профессий для лиц старшего поколения, в которых они могли бы оставаться полезными отечеству.

Мировой геронтопсихологией накоплен ёмкий исследовательский материал, подчас мозаично и фрагментарно представленный в университетских программах подготовки психологов-профессионалов. Ранее увидевшие свет книги М.Д.Александровой (1973), Н.Ф.Шахматова (1996), А.А.Реана (2001), Я.Стюарт-Гамильтона (2002), Т.И.Безденежной (2004), Р.А.Моуди (2005), справочник И.Г.Малкиной-Пых (2005), пособие под ред. Г.С.Никифорова (2007) и др. написаны как научные монографии. В этом аспекте есть надежда, что научно-учебное пособие восполнит образовавшийся дидактический пробел.

Содержание охватывает теоретические законы психогенеза, физиологические, психологические и психопатологические проблемы старения. Приводятся рекомендации профилактики старения, накопленные в опыте геронтопсихологии и социальной медицины.

Содержание

Предисловие

3

Старение и старость

4

Соотношение психологического и хронологического возрастов

5

Общие законы психогенеза

10

Механизмы развития в пожилом возрасте

14

Теории старения и старости

16

Биологические теории старения

17

Социальные концепции старения

21

Психоаналитические взгляды на старение

23

Факторы, влияющие на старение

26

Физиологические изменения в пожилом возрасте

31

Костно-мышечный аппарат

31

Кожа и подкожная клетчатка

32

Возрастные изменения волос

33

Дыхательная система

33

Сердечно-сосудистая система

34

Пищеварительная система

35

Мочевыделительная система

36

Старение мозга

37

Половые различия старения

39

Особенности мужского старения

 39

Особенности женского старения

40

Изменения сенсорной чувствительности в пожилом возрасте

43

Зрительные ощущения

44

Слуховые ощущения

47

Обоняние

50

Вкусовая чувствительность

53

Тактильная чувствительность

54

Болевая чувствительность

55

Психологические особенности пожилого возраста

57

Внимание

58

Память

58

Интеллект

59

Аффективные расстройства в пожилом возрасте

62

Кризисы пожилого возраста

66

Кризис ухода на пенсию (удаление от дел)

66

Кризис «узелкового периода»

67

Консультирование психологических кризисов

69

Психосоциальные новообразования пожилого возраста

73

Психологические типы пожилых людей

78

Особенности Я-концепции пожилых людей

85

Условия успешной адаптации к старости

87

Психопатология старения

90

Деменция

90

Деменция при болезни Альгеймера

91

Болезнь Крейтцфельда-Якоба

97

Деменция при болезни Пика

99

Болезнь Паркинсона

101

Хорея Гентингтона

106

Синдром Корсакова

107

Дисциркулярная энцефалопатия

109

Завершение жизненного пути

113

Основные психические установки, ведущие к самоубийству

115

Психопрофилактика назревающего суицида

117

Переживание ухода в безвременье

118

Темы семинарских занятий

122

Тестовые задания

123

Словарь терминов

131

Рекомендуемая литература

142

Исследовательские методики для пожилых людей

143

Результаты, выводы.

Структура учебного пособия отвечает требованиям УМО Министерства образования и науки РФ, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ВПО третьего поколения для специальности 030300.62 "Психология" (бакалавриат) и включает: теоретический материал, программы компьютерного тестирования и семинарских занятий, вопросы для обсуждения, словарь употребляемых в тексте терминов, список изданной в XXI в. основной литературы и психодиагностические методики для обследования пожилых людей.

Методические материалы, включенные в издание, используются геронтопсхихологами в медико-социальной экспертизе, а также в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 41 читатель
25.04.2013 14:38:26Сафина Аэлита Маратовна
Голос из ВКонтакте
09.04.2013 19:39:39Барциц Мактина

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su