- Юсупов Ильдар Масгудович
(Казань)
Юсупов И.М. Психология позднего периода жизни: Учебное пособие. — Казань: Изд-во «Познание», 2012. — 232с.: ил. ISBN 978-5-8399-0403-3
Актуальность, научная и практическая значимость
Население страны стареет быстрее, чем население ближневосточного зарубежья. Демографический спад 90-х годов ХХ века в России эхом отозвался в современности. Ныне государство испытывает кадровый дефицит молодежи во всех сферах экономики, что угрожает национальной безопасности в обозримом будущем. Профессионалы, достигнув старшего возраста, по ряду социально-экономических причин оказались невостребованными, выброшенными за борт общественной жизни. При этом их психофизиологический ресурс ещё позволяет продуктивно трудиться. Подобранные научные методики психосоциальной диагностики раздвигают грани возможностей психологов и врачей по определению круга профессий для лиц старшего поколения, в которых они могли бы оставаться полезными отечеству.
Мировой геронтопсихологией накоплен ёмкий исследовательский материал, подчас мозаично и фрагментарно представленный в университетских программах подготовки психологов-профессионалов. Ранее увидевшие свет книги М.Д.Александровой (1973), Н.Ф.Шахматова (1996), А.А.Реана (2001), Я.Стюарт-Гамильтона (2002), Т.И.Безденежной (2004), Р.А.Моуди (2005), справочник И.Г.Малкиной-Пых (2005), пособие под ред. Г.С.Никифорова (2007) и др. написаны как научные монографии. В этом аспекте есть надежда, что научно-учебное пособие восполнит образовавшийся дидактический пробел.
Содержание охватывает теоретические законы психогенеза, физиологические, психологические и психопатологические проблемы старения. Приводятся рекомендации профилактики старения, накопленные в опыте геронтопсихологии и социальной медицины.
Содержание
|
Предисловие |
3 |
|
Старение и старость |
4 |
|
Соотношение психологического и хронологического возрастов |
5 |
|
Общие законы психогенеза |
10 |
|
Механизмы развития в пожилом возрасте |
14 |
|
Теории старения и старости |
16 |
|
Биологические теории старения |
17 |
|
Социальные концепции старения |
21 |
|
Психоаналитические взгляды на старение |
23 |
|
Факторы, влияющие на старение |
26 |
|
Физиологические изменения в пожилом возрасте |
31 |
|
Костно-мышечный аппарат |
31 |
|
Кожа и подкожная клетчатка |
32 |
|
Возрастные изменения волос |
33 |
|
Дыхательная система |
33 |
|
Сердечно-сосудистая система |
34 |
|
Пищеварительная система |
35 |
|
Мочевыделительная система |
36 |
|
Старение мозга |
37 |
|
Половые различия старения |
39 |
|
Особенности мужского старения |
39 |
|
Особенности женского старения |
40 |
|
Изменения сенсорной чувствительности в пожилом возрасте |
43 |
|
Зрительные ощущения |
44 |
|
Слуховые ощущения |
47 |
|
Обоняние |
50 |
|
Вкусовая чувствительность |
53 |
|
Тактильная чувствительность |
54 |
|
Болевая чувствительность |
55 |
|
Психологические особенности пожилого возраста |
57 |
|
Внимание |
58 |
|
Память |
58 |
|
Интеллект |
59 |
|
Аффективные расстройства в пожилом возрасте |
62 |
|
Кризисы пожилого возраста |
66 |
|
Кризис ухода на пенсию (удаление от дел) |
66 |
|
Кризис «узелкового периода» |
67 |
|
Консультирование психологических кризисов |
69 |
|
Психосоциальные новообразования пожилого возраста |
73 |
|
Психологические типы пожилых людей |
78 |
|
Особенности Я-концепции пожилых людей |
85 |
|
Условия успешной адаптации к старости |
87 |
|
Психопатология старения |
90 |
|
Деменция |
90 |
|
Деменция при болезни Альгеймера |
91 |
|
Болезнь Крейтцфельда-Якоба |
97 |
|
Деменция при болезни Пика |
99 |
|
Болезнь Паркинсона |
101 |
|
Хорея Гентингтона |
106 |
|
Синдром Корсакова |
107 |
|
Дисциркулярная энцефалопатия |
109 |
|
Завершение жизненного пути |
113 |
|
Основные психические установки, ведущие к самоубийству |
115 |
|
Психопрофилактика назревающего суицида |
117 |
|
Переживание ухода в безвременье |
118 |
|
Темы семинарских занятий |
122 |
|
Тестовые задания |
123 |
|
Словарь терминов |
131 |
|
Рекомендуемая литература |
142 |
|
Исследовательские методики для пожилых людей |
143 |
Результаты, выводы.
Структура учебного пособия отвечает требованиям УМО Министерства образования и науки РФ, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ВПО третьего поколения для специальности 030300.62 "Психология" (бакалавриат) и включает: теоретический материал, программы компьютерного тестирования и семинарских занятий, вопросы для обсуждения, словарь употребляемых в тексте терминов, список изданной в XXI в. основной литературы и психодиагностические методики для обследования пожилых людей.
Методические материалы, включенные в издание, используются геронтопсхихологами в медико-социальной экспертизе, а также в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.


