Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Эффективное общение» (программа тренинговой работы с подростками)


Автор:
Гнитецкая Олеся Владимировна
с. Лузино Омской области

Как показывает опыт, дети из неблагополучных семей не умеют общаться со сверстниками, регулировать свое эмоциональное состояние, не обладают навыками совместной работы в коллективе и испытывают иные трудности в социальной адаптации. Их необходимо специально обучать коммуникативным навыкам, способствующим реализации потребности в дружбе, справедливости, равенстве; нахождению способов познания себя, понимания других людей. Детям необходимо формировать умения адекватного и равноправного взаимодействия, способность к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, эмоциональной устойчивости, саморегуляции. Эти проблемы обостряются в подростковом возрасте.

Результаты диагностики, проведенной специалистами отделения психолого-педагогической помощи (с. Лузино) бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Омского района» (далее — отделение), показали, что подростки, проживающие в селе Лузино, имеют низкий коммуникативный уровень (63%). Необходимость новых контактов надолго выводит их из равновесия, — они имеют слабое представление о том, как вступать первыми в контакт с незнакомым человеком. Большинство подростков имеют низкий уровень коммуникативного самоконтроля (46%), не умеют решать конфликтные ситуации (37%), не обладают навыками совместной работы в группе (43%) и не умеют контролировать свое эмоциональное состояние (12%).

Для решения этой проблемы в отделении организован клуб эффективного общения «Теплый круг», на базе которого с января по ноябрь 2012 года была реализована программа тренинговой работы с подростками «Эффективное общение». Программа имеет положительную рецензию Омского педагогического колледжа №1.

Программа основана на методах социально-психологического обучения. Она дает возможность эффективно решать задачи, связанные с развитием личности и навыков общения подростков. Программа ориентирована на создание условий для становления нового уровня самосознания у подростков (удовлетворения потребности подростка в самосознании и самоутверждении, адекватные стремлениям и жизненной ситуации способы поведения, организация процесса саморазвития, коррекция или предупреждение эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений). Личностный аспект — овладение знаниями и навыками в области психологической культуры, развитие личности, воли, умения ставить цели и их достигать (характер, сильные и слабые стороны, привязанности и антипатии).

Цели и задачи.

Цель программы эффективного общения — способствование развитию чувства собственного достоинства подростка, успешной и полной реализации себя в поведении и деятельности, утверждение своих прав и собственной ценности, при этом, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению.

Этой цели отвечают и задачи программы, среди которых развитие у подростков коммуникативной компетентности, эмоциональной саморегуляции, основ эмпатического взаимодействия у подростков в условиях межличностного взаимодействия, навыков работы в коллективе, овладение способами и тактикой общения, обеспечивающими установление личностно — ориентированного взаимодействия и т.д.

Этапы реализации проекта.

Программа включает три этапа:

1 этап — организационный. Цель этапа — эмоциональное объединение группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.

II этап — развивающий. Цель — активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

III этап — закрепляющий. Цель — повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.

Группа набиралась из числа знакомых между собой юношей и девушек в возрасте 14–16 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации. Количественный состав группы составил 14 человек.

Программа состоит 35 занятий. Каждое занятие проводилось в тренинговой форме. Это наиболее эффективная форма работы, направленная на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.

Тренинг строился по четкой структуре:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Введение в тему занятия.
  4. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
  5. Рефлексия прошедшего занятия.
  6. Ритуал прощания.

Ритуалы приветствия-прощания — это психологическая «рамка» занятия, граница, отделяющая его от предыдущего и последующего «кусочков» жизни ребенка. Ритуалы использовались для создания и поддержания общности участников, их «МЫ чувства».

Разминка являлась средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняла важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

Введение в тему занятия самостоятельный и очень важный этап. Весьма эффективно применение проблемного метода: перед участниками программы ставился открытый вопрос, связанный с темой, и в процессе обсуждения устанавливалось, какая информация для ответа на него у группы уже есть, а какую требуется получить на этом занятии. Использовалась возможность заинтересовать участников каким-нибудь потрясающе ярким фактом и работать дальше на энергии непроизвольного интереса и т.д.

Упражнения и процедуры, направленные на освоение основного содержания — в ходе программы применялись ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, которые позволили сделать обучение мотивированным, восприятие нового — более ориентированным.

Важный этап — рефлексия. Каждый участник выражал свои чувства о прошедшем занятии, а также высказывал свои пожелания для проведения следующего занятия.

Таким образом, на тренингах участники имели возможность одновременно с получением информации обсуждать проблемные моменты, задавать вопросы и отрабатывать полученные знания, формировать навыки поведения. Работа в группе позволила участникам программы эмоционально раскрепоститься, научиться осознавать собственные чувства и переживания в условиях межличностного взаимодействия.

Эффективную реализацию программы «Эффективное общение» обеспечило использование современных психотехнологий, таких как сказкотерапия, психогимнастика и психодрама, телесно-ориентированная терапия, гештальт-терапия. Программа «Эффективное общение» учит подростков принимать себя таким, какой ты есть, понимать себя и других, устанавливать контакт в различных ситуациях общения.

Результаты.

Результаты реализации программы показали, что участники программы узнали о способах развития сильных сторон личности, большинство из них научились конструктивно разрешать конфликтные ситуации, преодолевать те психологические барьеры, которые мешали им в общении, приобрели навыки работы в коллективе. Высокий уровень общительности и мотивации к общению отмечен у большинства участников программы — 13 подростков (93%). Эти умения и навыки помогут ребятам в самоутверждении и саморазвитии.

Процесс формирования эффективного общения подростков является многогранным и довольно сложным, поэтому подобная работа будет проводиться и в дальнейшем.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su