Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Психология интегральной индивидуальности школьника» (монография)

Автор:

  • Вяткин Бронислав Александрович

    профессор, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии факультета психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь)

Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

В представленной монографии Б.А. Вяткина «Психология интегральной индивидуальности школьника» рассматривается разработанный и внедренный в педагогическую практику системно-интегративный подход к познанию целостной индивидуальности школьника, которая впервые стала предметом изучения в свете теории интегральной индивидуальности. Этот подход развивает, с одной стороны, данную теорию В.С. Мерлина в плане ее дальнейшего обогащения, а с другой, - системный подход в направлении применения его в педагогической практике.

Выделяются уровни анализа индивидуальности школьника, начиная от свойств общего типа нервной системы и заканчивая личностным статусом в коллективе. Освещаются вопросы о том как раскрываются и проявляются у школьников природные предпосылки их психического и личностного развития в учебной деятельности и жизнидеятельности на различных этапах обучения в современной школе. Все теоретические конструкты не только теоретически обосновываются, но и экспериментально подтверждаются. Основное внимание уделено взаимовлиянию наследственных и средовых факторов на развитие и успешность образовательной деятельности школьников. Впервые разработан и представлен психодиагностический комплекс исследования целостной индивидуальности школьника, который позволяет измерить свойства индивидуальности школьника с позиции самого школьника, учителя и одного из родителей. Он включает в себя: “поуровневый опросник интегральной индивидуальности школьника”, “программу наблюдения жизненных проявлений свойств интегральной индивидуальности школьников” (для учителя), “Программу наблюдения  жизненных проявлений свойств интегральной индивидуальности школьника” (для родителя). Комплекс позволяет измерить свойства индивидуальности разных уровней: нейродинамического (сила возбуждения, сила торможения, подвижность), психодинамического (активность, пластичность, темп, эмоциональность, экстраверсия-интроверсия, импульсивность), личностного (отношение к себе, отношение к учебе, отношение к другим, отношение к вещам, отношение к природе, отношение к жизни) и социально-психологического (положительный социометрический статус, отрицательный социометрический статус в группе). Такой инструментарий, как трехсторонний взгляд на индивидуальность школьника, позволяет полнее понять ее и выработать конкретные шаги по ее коррекции и развитию. При этом он достаточно простой в использовании как для научно-исследовательских целей, так и для решения практических задач психологической службы в образовательных учреждениях. Эти методики прошли проверку на валидность и надежность, и внедрены в психологическую практику.

Актуальность, новизна и теоретическая значимость работы определяется тем, что ее тема включается в востребованное направление психологических исследований в педагогической практике - психодиагностику. Практическое значение заключается в том, что она расширяет диапазон инструментария и технологий исследования человеческой индивидуальности в образовательной среде.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За проект проголосовали 0 читателей

    Главный всероссийский профессиональный конкурс

    Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

    Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

    Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

    Положение о Конкурсе