- Пазухина Светлана Вячеславовна
доцент, профессор РАО, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики факультета психологии, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (Тула)
- Миронов Алексей Сергеевич
доцент, кандидат педагогических наук, директор учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодёжной среде», Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (Москва)
- Музыченко Алла Викторовна
доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и развития личности, Институт психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (г. Минск, Республика Беларусь) (Минск)
Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
Мы вступили в новую эру повышенной неопределенности и непредсказуемости. Современный мир вызовов и угроз условно назвали BANI-миром . В этой аббревиатуре B (от англ. brittle) означает – хрупкий, A (от англ. anxious) – тревожный, N (от англ. nonlinear) – нелинейный, I (от англ. incomprehensible) – непостижимый. В данной книге нашли отражение три основные угрозы, обозначенные в докладах Президента РФ как наиболее острые деструктивные явления в молодежной среде: экстремизм, наркомания и травля / кибертравля. Глобальные стрессоры резко усилили риски их развития.
В книгу вошли результаты исследований коллектива авторов российских и белорусских ученых, посвященных проблеме изучения и психолого-педагогической профилактики экстремизма и связанных с ним деструктивных явлений, таких, как наркомания и травля / кибертравля. Авторами учитываются особенности цифрового поколения и современные вызовы и угрозы, в контексте которых рассматриваются указанные виды деструктивного поведения молодежи. Акцент делается на развитие личностных ресурсов субъектов педагогического процесса как основы обеспечения психологической безопасности информационно-образовательного пространства.
Материалы учебного пособия изложены в форме отдельных параграфов с заданиями разного типа и списком литературы, что позволяет эффективно их использовать в учебно-воспитательном процессе, успешно апробированы на практике.
Книга адресована преподавателям психолого-педагогических дисциплин, кураторам студенческих групп, заместителям деканов по воспитательной деятельности, студентам – будущим учителям, педагогам-психологам, организаторам работы с молодежью, социальным педагогам.
Структура пособия включается в себя следующие разделы и темы (с указанием авторов):
Введение (С.В. Пазухина)
Раздел 1 Психология экстремизма в условиях новых вызовов и угроз
Тема 1.1 Экстремизм как негативное социально-психологические явление (С.В. Пазухина)
Тема 1.2 Неонацизм – одна из основных угроз XXI века. (С.Ю. Крылов)
Тема 1.3 Специфика молодежного экстремизма (С.В. Пазухина)
Тема 1.4 Психологические аспекты вовлечения подростков и молодежи в экстремистскую деятельность в виртуальном пространстве (С.А. Игумнов, Р.Р. Искандаров, Д.И. Жукова)
Тема 1.5 Диагностика экстремизма (С.В. Пазухина)
Раздел 2 Наркозависимость как форма проявления деструктивной личности
Тема 2.1 Факторы риска формирования химической зависимости у подростков (В.А. Хриптович)
Тема 2.2 Наркологические аспекты деструктивного поведения в молодежной среде: роль цифровой среды (С.А. Игумнов, Р.Р. Искандаров)
Тема 2.3 Профилактика наркогенной субкультуры в образовательной среде вузов (А.С. Миронов, С.В. Лазарев)
Раздел 3 Психолого-педагогическая профилактика деструктивных явлений в молодежной среде
Тема 3.1 Профилактика экстремизма, наркомании и других деструктивных явлений в молодежной среде как задача
деятельности социально-психологической службы вуза (С.А. Филиппова, С.В. Пазухина)
Тема 3.2 Теоретические подходы в работе психологической службы вуза с посттравматическим стрессовым расстройством (И.В. Пятибратова, С.Ю. Крылов, О.В. Якушева)
Тема 3.3 Профилактика травли в образовательных учреждениях посредством реализации технологии создания дружественной и поддерживающей среды (А.В. Музыченко)
ТЕМА 3.4 Развитие готовности будущего педагога и психолога к превентивной профессиональной деятельности (И.Л. Федотенко)
Раздел 4 Развитие личностных ресурсов как основа психологической устойчивости молодежи к деструктивным воздействиям в условиях новых вызовов и угроз
Тема 4.1 Психологическая устойчивость молодежи к деструктивным воздействиям как условие обеспечения психологической безопасности образовательной среды (С.В. Пазухина, И.Л. Федотенко)
Тема 4.2 Развитие личностных ресурсов студентов: стрессоустойчивости, жизнестойкости, критичности, резилиентности (О.Н. Вербицкая, С.А. Филиппова)
Тема 4.3 Становление конфликтологической компетентности студентов в процессе психолого-педагогического образования в вузе (И.Л. Федотенко)
Тема 4.4 Диалог культур и религий – основа толерантного межкультурного и межрелигиозного взаимодействия (С. А. Филиппова)
Список литературы
Приложения
Приложение 1 Глоссарий
Приложение 2 Дополнительная образовательная программа «Критическое мышление: инструменты прикладной рациональности» (С. А. Филиппова)
Сведения об авторах
Выражаем благодарность всем авторам, принявшим участие в подготовке данного учебного пособия!













