Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Изучение и психокоррекция субъективной картины жизненного пути осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях» (научно-исследовательская работа)


Полное название проекта

Изучение и психокоррекция субъективной картины жизненного пути осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях

Актуальность

Актуальность обоснована необходимостью профилактики и снижения роста преступлений. Как показывают более ранние исследования, проведенные в территориальных органах УИС Северо-Западного федерального округа, из общего числа осужденных, вновь поступающих в исправительные колонии, только 30% имеют единственную судимость, а 70% - от 2 до 10, причем совершенные ими преступления по последней судимости являются более тяжкими. Усугубление асоциальной направленности личности после выхода осужденного на свободу связано с несформированностью и даже отсутствием психологической готовности вести правопослушный образ жизни. Это проявляется в смещении жизненных интересов в область развлечений, потребительском отношении, слабой осмысленности своих жизненных событий и перспектив, неумении планировать, формировать значимые цели и выбирать социально приемлемые способы их достижения.

Социальная значимость

разработана психотехнология, которая может способствовать снижению риска совершения новых преступлений благодаря формированию у правонарушителей мотивации и умений создавать успешное будущее, осознанного и ответственного отношения к своей жизни, себе и другим, психологической готовности вести правопослушный деятельный образ жизни.

Научная значимость

- выявлены особенности субъективной картины жизненного пути осужденных, препятствующие их адаптации к условиям изоляции и жизни после освобождения, а также способствующие их криминальной карьере;

- научно доказана эффективность разработанной психотехнологии и обосновано ее внедрение в пенитенциарную практику.

Практическая значимость

обеспечение пенитенциарных психологов психотехнологией «Линия Жизни», повышающей эффективность психологического сопровождения осужденных.

Значение для развития психологии:

- применение на практике теоретических идей о значении познания истории индивидуального развития личности, которая развертывается в реальном пространстве и времени, где личность рассматривается как субъект жизненного пути, где ее формируют не только события жизни, но и сама личность влияет на периодизацию и интеграцию жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, К.А. Альбуханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров, др.);

- формирование общественного мнения о практической деятельности пенитенциарных психологов.

Цель исследования заключалась в разработке научно обоснованной психобиографической технологии, которая позволяет осуществить комплексный анализ жизненного пути осужденного и психокоррекцию деформаций субъективной картины его жизни.

Аудитория, на которую рассчитан проект:

- осужденные,
- пенитенциарные психологи.

Основное содержание работы:

1 этап (июнь–сентябрь 2005г.). Проведен анализ литературы по проблеме использования биографических методов и методик в психологии. Были выбраны те, которые направлены на психодиагностику, инициируют процесс самопознания и способствуют коррекции субъективной картины жизненного пути. Они были модифицированы с учетом условий изоляции и психолого-криминологических особенностей осужденных. Проведены беседы с осужденными исправительной колонии строгого режима Санкт-Петербурга на тему «Каждый святой имеет свое прошлое, а каждый грешник – свое будущее». Сформирована выборка в количестве 102 человек мужского пола (средний возраст 29 лет), имеющих последнюю судимость за особо тяжкое преступление, а в среднем – 4 судимости. С ними были подписаны терапевтические соглашения.

2 этап (октябрь 2005г.). Проведено исследование субъективной картины жизненного пути осужденных. Применялись «Психологический автопортрет» П. Ржичана, и каузометрический опрос Е.И. Головахи и А.А. Кроника, включающий в себя ранее не использовавшийся в пенитенциарной практике анализ межсобытийных связей. В результате выявлены слабо развитая способность осужденных к биографической рефлексии, недостаточная осознанность происходящего с ними, фиксация на событиях прошлого, связанных с криминальной жизнью и кризисными ситуациями, наличие биографических кризисов опустошенности и бесперспективности, подверженность осужденных влиянию обстоятельств, малая инициативность в постановке целей и их достижении, а также несформированность навыков стилевой саморегуляции поведения.

3 этап (ноябрь 2005г.-февраль 2006г.). Разработана программа, включающая индивидуальное психологическое консультирование осужденных по результатам психодиагностики и групповое занятие «Маршрутная карта моего будущего» с учетом деформаций субъективной картины жизненного пути. Проведена ее апробация.

4 этап (март 2006 г.). Оценка эффективности психокоррекции проводилась с помощью анкетирования, МЦМ и программы «СOLOR» И.Л. Соломина, методов математической статистики. У осужденных была выявлена позитивная динамика на личностном и поведенческом уровнях. Структура базовых потребностей расширилась за счет интеграции в нее новых знаний, мудрости, духовных ценностей, самореализации и профессионального роста. Произошло осознание того, что преступление препятствует достижению позитивных жизненных изменений, ожидаемых в будущем (r=-0.66). Соблюдение режима содержания и правил внутреннего распорядка стало восприниматься как обязанность, законное требование администрации учреждения. У 70% появилась уверенность в себе, 38% восстановили отношения с близкими, 35% включились в работу совета отряда, 33% вступили в самодеятельные организации, 31% получили поощрения, 22% устроились на работу, 14% поступили в ПТУ.

Результаты:

- разработана эффективная психотехнология «Линия Жизни» и внедрена в практику работы с осужденными;

- проведены обучающие семинары и учебно-методические занятия с психологами психологических лабораторий территориальных органов УИС России;

- опубликовано методическое руководство: Изучение и психокоррекция субъективной картины жизненного пути осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях/Под ред. М.Г. Дебольского, Т.С. Войт. СПб., 2006. 71с.

Чернышкова Марина Павловна, начальник МПЛ ФГУ КВК ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, майор внутренней службы; образование – высшее психологическое и высшее педагогическое; сфера научных интересов: психология криминального поведения.

Суворина Нелли Юрьевна, психолог МПЛ ФГУ КВК ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, капитан внутренней службы; образование – высшее психологическое, сфера научных интересов: патопсихология, арт-терапия.

Шигина Елена Николаевна, психолог МПЛ ФГУ КВК ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, старший лейтенант внутренней службы, образование – высшее психологическое, сфера научных интересов: клиническая психология, когнитивная психотерапия.

Петушкова Анна Михайловна, психолог МПЛ ФГУ КВК ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, старший лейтенант внутренней службы, образование – высшее психологическое, сфера научных интересов: психология отклоняющегося поведения, экзистенциальная психология.

Степанова Юлия Николаевна, психолог МПЛ ФГУ КВК ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, старший лейтенант внутренней службы, образование – высшее психологическое, сфера научных интересов: клиническая психология, семейная психотерапия.

Сабурова Виктория Юрьевна, психолог МПЛ ФГУ КВК ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, лейтенант внутренней службы, образование – высшее психологическое, сфера научных интересов: клиническая психология, суицидология.

Войт Татьяна Сергеевна, ассистент кафедры психологии поведения и превенции поведенческих аномалий факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, образование – высшее психологическое, сфера научных интересов: психология отклоняющегося поведения.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su