Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России»
Реферат проекта

«Самореализация и развитие творческого потенциала педагога» (IV Международный научно-практический семинар и коллективная международная монография)


На протяжении нескольких лет в стенах Института педагогического образования Российской академии образовании мы проводим научно-практические семинары, посвященные  профессиональной самореализации личности. Итогом активной научной дискуссии, в которой принимали участие не только зрелые ученые, но и только вступившие на этот тернистый, но благородный путь аспиранты, а также педагоги и психологи-практики, стало всеобщее желание поделиться своими мыслями с более широким кругом читателей, всеми, теми, кого также, как нас, волнует такая значимая проблема самореализация профессионала.  Коллективная монография стала вторым трудом в серии «Научно-практические семинары Института педагогического образования РАО». Первая монография «Профессиональная самореализация личности в современном обществе»  вышла в свет в 2009 году.

Поднятая нами проблема наднациональна. Интерес к ней среди научного общества огромен. В связи с этим география наших исследований стала расширяться и к нам присоединились коллеги из стран ближнего Зарубежья. Этот труд стал плодом общих усилий украинских и российских коллег.

25 марта 2011 года прошел очередной международный научно-практический семинар  «Самореализация и развитие творческого потенциала педагога», который состоится на базе Учреждения Российской академии образования «Институт педагогического образования». Руководитель и организатор семинара Е.В. Федосенко.

Семинар был организован совместно с Санкт-Петербургским военным институтом внутренних войск МВД РФ, Межрегиональным институтом экономики и прав; институтом декоративно-прикладного искусства (СПб), а также с Классическим приватным университетом (Украина) и Запорожской областной академией последипломного образования (Украина).

Семинар был рассчитан на широкий обмен научными идеями и опытом практического внедрения психологических исследований в педагогическом образовании. Для участия в семинаре приглашаются преподаватели вузов, научные сотрудники, докторанты, аспиранты, сотрудники образовательных учреждений, студенты, практикующие психологи, специалисты, проявляющие интерес к данным проблемам.

В рамках предложенной темы предполагается был рассмотрен следующий круг вопросов:

  1. Самореализация личности. Потребность личности в самореализации.
  2. Проблема самореализации личности в педагогическом образовании.
  3. Психопедагогика творчества.
  4. Самореализация и самосовершенствование педагога.
  5. Самосознание и самость как базовые конструкты становления и развертывания процессов самореализации.
  6. Педагогическое сознание. Формирование, психологическое содержание, структура, этапы становления.  Психологические механизмы становления и развития педагогического сознания.
  7. Самореализация как основание акмеологического развития педагога.

Программа семинара была крайне насыщенной:

На пленарном заседании выступили с докладами ученые: «Активные методы реализации психолого-педагогического творческого потенциала педагога» - А.В. Батаршев, д.п.н., заведующий лабораторией психологических и социологических исследований в педагогическом образовании ИПО РАО; «Компетенции педагогов в России и за рубежом: результаты сравнительных исследований» - В.А. Мелехин, д.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории профессиологических исследований в педагогическом образовании; «Особенности профессионального сознания будущего педагога как ключевого компонента его самореализации» - Е.В. Федосенко, к.психол.н., ст.н.с. лаборатории психологических и социологических исследований в педагогическом образовании ИПО РАО. «Самосовершенствование как продуктивная версия самореализации личности» - И.С. Макарьев, к.п.н., ст.н.с. лаборатории психологических и социологических исследований в педагогическом образовании ИПО РАО.и др.

Далее состоялся Круглый стол ««Проблема саморазвития-самореализации педагога в современном обществе» (модератор: Федосенко Е.В.), на котором выступили ведущие ученые ИПО РАО и других высших учебных заведений, а также психологи-практики из детских домов, профессиональных лицеев и колледжей, центров ППМС сопровождения и т.п.

Результатом семинара стал выход научных материалов: международной коллективной монографии «Психология самореализации профессионала» под научной редакцией Е.В. Федосенко (изд-во Речь, книга вышла в  печать).

Ознакомиться с ней можно на сайтах: http://www.spbdk.ru/catalog/525799/

Рецензенты монографии:

Кузьмина Нина Васильевна доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования  (Смольный институт РАО, г. Санкт-Петербург).

Корзунин Владимир Александрович доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры клинической психологии  психофизиологии (ЛГУ им. А.С. Пушкина, г.Санкт-Петербург).

Аннотация: В монографии отражены проблемы психологии самореализации профессионала с точки зрения российских и украинских ученых психолого-педагогического профиля. Рассмотрены теоретико-методологические основы самореализации профессионала в современной науке. Делается акцент на личностном потенциале профессионала. Затрагивается проблема профессиональной идентичности и профессионального маргинализма. Представлена акмеологическая позиция специалистов на профессиональное самоопределение личности. Раскрываются особенности профессиональной самореализации будущих специалистов в системе высшего образования. Особое внимание уделяется самореализации профессионала в образовательной сфере. В частности, рассмотрены методические основы исследования профессиональной компетентности педагога, представлена система показателей профессиональных компетенций. Особое внимание уделено профессиональному мышлению педагога как основе его самореализации. Предлагаются инновационные пути психолого-педагогического взаимодействия в различных педагогических системах, в том числе в системе повышения квалификации военных вузов. Даются методические рекомендации по работе с леворукими детьми и детьми с медико-социальными проблемами. Монография рассчитана на научных работников, аспирантов, студентов, психологов, специалистов образования и всех, интересующихся проблемой самореализации профессионала в современном обществе.

Монография состоит их трех глав, введения и приложений.

Содержание

От научного редактора

Краткая информация об авторах 

Глава 1. Профессия как сфера самореализации человека.

  • § 1.  Проблема самореализации профессионала в современной науке.
  • § 2.  Личность и профессия.
  • § 3.  Личностный потенциал профессионального развития.

Глава 2. Профессиональное самоопределение личности как первая ступень самореализации профессионала

  • § 1.  Акмеология профессионального самоопределения личности.
  • § 2.  Социальные ценности будущих профессионалов как один из факторов их продуктивной самореализации.
  • § 3.  Профессиональное самоопределение личности. Педагог-предметник и педагог-тьютор.
  • § 4.  Модели образовательного процесса, преподавателя и будущего педагог в системе высшего образования. 

Глава 3. Особенности самореализации профессионалов в образовательной среде

  • § 1.  Методологические основы исследования профессиональной компетентности педагога высшей школы. 
  • § 2.  Система показателей профессиональных компетенций специалиста образования.
  • § 3.  Профессиональное мышление как основа самореализации педагога. 
  • § 4.  Прогнозирование потенциала педагогической профессии в необразовательном учреждении для детей с социально-медицинскими проблемами.
  • § 5.  Пути взаимодействия школьного психолога и педагога в современных условиях.
  • § 6.  Повышение психолого-педагогической компетентности, как условие успешной самореализации педагога. 
  • §7.  Адаптация военнослужащих к факторам межтерриториального перемещения как одно из условий самореализации в профессиональной сфере в системе повышения квалификации.

Приложения

В монографии представлена широкая география участников – это ученые и практики из различных регионов России (Дальний Восток, Арзамас, Череповец, Кострома, Ковров, Санкт-Петербург, Нижний Новгород)  Украины.

Вывод: проводимые научно-практические семинары внесли большой вклад в объединение международного научно-практического психолого-педагогического сообщества России и Украины. Позволили не только обменяться опытом решения сложнейших задач развития профессионала, его самореализации и продуктивности в современной обществе, но и найти пути решения этих проблем, предлагая новые научные идеи и их практическое применение. 


Федосенко Екатерина Владимировна  – кандидат психологических наук, докторант РАНХиГС (Москва); старший научный сотрудник лаборатории психологических и социологических исследований в педагогическом образовании Института педагогического образования Российской академии образования (Санкт-Петербург). Заведующая кафедрой общегуманитарных дисциплин  НОУ ВПО «Институт декоративно-прикладного искусства».

Автор более 40 работ по проблемам педагогической и возрастной психологии, психологии самореализации профессионала,  психолого-акмеологического сопровождению подростков и детей-сирот.

Наиболее извсетные публикации за последние 5 лет:

Монографии и учебные пособия

1.Профессиональная самореализация личности в современном обществе: Монография / Под ред. Е.В. Федосенко. – СПб: Речь, 2009. – 8,0 п. л. (3 п.л.) http://www.labirint.ru/books/217203/

2.Федосенко, Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: Монография / Е.В. Федосенко. – СПб.: Речь, 2006. – 198 с. – 2000 экз. (12 п.л.). (Доп. тираж 3000 экз., 2008). http://www.labirint.ru/books/169326/

3.Федосенко Е.В. Розвиток професйной компетентности психолога у систем пслядипломной освити: науково-методичнний супровд. Монография / Е.В. Федосенко // Психологическое сопровождение ученых-психологов. Коллективная монография (в соавторстве с О.И. Гурой и др.). Запорожье: Просвита, 2011.

4.Федосенко, Е.В. Сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот подросткового возраста: Учебное пособие / Е.В. Федосенко. – Москва-Калининград: РГУ им. И.Канта, 2010. – 11 п.л. http://www.victoria-foundation.ru/media/pdf

5.Федосенко, Е.В. Помощь подростку: полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей / Е.В. Федосенко. – М.-СПб.: Сфера, Речь, 2009. – 2009. (20 п.л.). http://www.internatura.ru/index.

Статьи в рецензируемых и зарубежных журналах:

6.Федосенко, Е.В. Организация психолого-акмеологического пространства детей-сирот / Е.В. Федосенко // Мир науки, культуры, образования 6 (31), 2012.

7.Федосенко, Е.В. Системный подход в изучении самореализации педагога. / Е.В. Федосенко, К.В. Лосев / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 4(52); 2011.

8.Федосенко, Е.В. Сопровождение самореализации психолога в различных педагогических системах / Е.В. Федосенко // Мир науки, культуры, образования 5 (30), 2011.

9.Федосенко, Е.В. Барьеры продуктивной профессиональной самореализации педагога в современном обществе / Е.В. Федосенко // Ярославский педагогический вестник, 2011.

10.Федосенко, Е.В. Проблема самореализации профессионала в образовании / Е.В. Федосенко // Человек и образование, 2011.

11.Федосенко,  Е.В. Особенности сопровождения самореализации психолога в учреждениях для детей-сирот/ Е.В. Федосенко // Мат-лы  всеукраинской научно- практической конференции «Науко-методическое супровид розвитку професийной компетентности практических психологов у системи пислядиплоной освити» Украина, м. Запорижжя, 17-18 листопада 2011. (1 п.л.).

12.Федосенко,  Е.В. «Профессиональная самореализация педагога: региональный и возрастной аспект» / Е.В. Федосенко, // Международный Форум «Личность в едином образовательном пространстве» Конференция «Философия образования личности» Украина, г. Запорожье, 5-7 мая 2010 (0,5 п.л.)  http://www.ukrdeti.com/firstforum/b53.html.

13.Федосенко,  Е.В. «Развитый уровень самосознания как одна из ведущих характеристик толерантной личности» / Е.В. Федосенко // Мат-лы  всеукраинской научно-практической конференции «Научно-методическое обеспечение развития инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров сельских регионов» Украина, г. Запорожье, 8-9 октября 2010. (1 п.л.).

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su