Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Психологическое консультирование» (учебник)


Организация: ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет"

В настоящее время существует масса литературы, учебников и пособий, раскрывающих различные аспекты консультативной психологии. В данном учебнике сделана попытка преодолеть один из недостатков большинства пособий для студентов: невозможность будущим психологам увидеть консультативный процесс изнутри, посмотреть (прочитать), как именно может строиться разговор психолога с клиентом, что при этом может говорить клиент, а что – психолог. В учебнике приводятся многочисленные примеры из личного опыта автора, который не претендует на полноту раскрытия всех нюансов психологического консультирования. Задача автора — показать студентам-психологам, что такое психологическое консультирование, приоткрыв перед ними эту заманчивую дверь.

В первом разделе – «Введение в консультативную психологию» – рассматриваются общие вопросы консультирования, такие как его теоретические основы, задачи, виды, этические принципы, требования к личности психолога-консультанта. Второй раздел посвящен базовым умениям и навыкам консультанта, позволяющим вести доверительную беседу с клиентом. В ходе обучения предполагается отрабатывать данные навыки в практических упражнениях; для этого в учебнике приводятся примеры из личного консультативного опыта автора. Значительное место во втором разделе уделено установлению контакта и доверительных отношений с клиентом и активному эмпатическому  слушанию. Далее подробно рассматриваются 20 основных навыков психолога - техник ведения доверительной беседы. На конкретных примерах рассматриваются такие умения и навыки, как умение давать и принимать обратную связь, отражать содержание сказанного клиентом, задавать вопросы, следовать за клиентом, держать паузы, отвечать на просьбу клиента дать совет, и т.д.

В третьем разделе рассматриваются особенности консультативного процесса на каждом из пяти этапов. Значительное место уделено началу консультирования: первая встреча с клиентом, контакт, контракт, виды запросов, сбор информации по проблеме клиента. Далее освещаются остальные этапы консультирования: углубленное двустороннее изучение проблемы (фокус на эмоциях и на мыслях клиента), выбор и обсуждение вариантов решения (фокус на изменениях),  деятельность по решению проблемы (включая способы коррекционного воздействия), подведение итогов и оценка результатов консультирования. В том числе в учебнике обсуждаются некоторые практические вопросы, с которыми сталкиваются психологи в процессе своей деятельности: что делать, если что-то на консультации пошло «не так», в каких случаях стоит отказаться от клиента или рекомендовать обратиться к другим специалистам, в какие консультативные «ловушки» может попасть начинающий психолог, и т.д.

Четвертый раздел посвящен практике психологического консультирования. Читателю предлагается отправиться в волнующее и увлекательное путешествие – путешествие в пространство психологической реальности, пространство души. Раздел включает восемь случаев из консультативной практики автора. В некоторых случаях хватило одной встречи, в других их требовалось больше десятка. Они запомнились волнующим чувством прикосновения к Иной Душе, которая временно заблудилась на дорогах своего жизненного пространства, сбилась с пути, перепутала тропинки, забрела в овраг, заблудилась в лесу, а то и провалилась в яму беспомощности, разочарования, страха, обиды или вины.

Данные случаи наглядно показывают, как можно использовать в психологическом консультировании элементы различных направлений психотерапии, как они могут органично вписаться в ткань консультативного процесса. С позиций интегративного и эклектического подходов следует, что психолог может использовать весь арсенал накопленных практической психологией и психотерапией методов, может выбирать то, что больше всего согласуется с его взглядами, пробовать разное, заимствовать известное, комбинировать, трансформировать, придумывать новое, искать свое. После описания каждого из восьми случаев приводится комментарий автора и дается задание студентам, выполняя которое они могут попрактиковаться в определении вида запроса, проблемы клиента, консультативных техник, этапов консультации.

В конце каждого раздела учебника имеются вопросы для самопроверки знаний студентов. А для того, чтобы учебный материал не выглядел «сухим» на страницах учебника «рассыпаны» анекдоты и поговорки про психологов.  

Теоретическую основу учебника составляет интегративно-эклектический подход.

В современной теории и практике психологического консультирования отсутствует единство требований к структуре и этапам консультации, к ее содержанию, к применяемым методам и техникам. Это имеет определенные положительные и отрицательные последствия. Отрицательные заключаются главным образом в том, что психолог-консультант оказывается один на один с огромным объемом психологической информации и не имеет надежного компаса для ориентировки в ней. Положительным моментом является то, что психолог имеет возможность использовать разнообразные методы и подходы, работать в той или иной психологической парадигме, использовать множество психологических средств для помощи клиентам.

В настоящее время в консультировании и психотерапии широко используется эклектический подход, позволяющий максимально приспособить конкретную технику психологической помощи к личностным особенностям и потребностям клиентов. Эклектизм предполагает, что психолог не создает собственной теории и не присоединяется к взглядам какого-либо одного направления психологии, а берет из различных школ и теорий то, что считает правильным и необходимым. Такой подход используется многими практикующими психологами, которые признают досто¬инства разных методов и выбирают те из них, в которых хорошо ориентируются и которые могут оказаться полезными для их клиентов. Сильная сторона эклектизма — в гибкости и широте охвата при анализе проблемы и выборе стратегии консультирования. Однако несистематический эклектизм характеризуется тем, что консультант не испытывает необходимости ни в логическом объяснении, ни в эмпирическом подтверждении используемых им методов.

Практика психологического консультирования все больше тяготеет не только к эклектизму, но и к интеграции, синтезу, конвергенции как теоретических положений, так и основанных на них практических методов психологической помощи. В консультировании широко используются как принципы экзистенциально-гуманистического направления психологии, в частности, изложенные в теории К. Роджерса, так и теоретические положения когнитивизма, как, например, концепции А. Эллиса и А. Бека, а также практические техники поведенческого направления и других направлений и школ.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 3 читателя
12.03.2024 22:08:45Фомина Елена АлексеевнаВозможность увидеть позиции клиента и психолога во взаимодействии
12.03.2024 22:08:44Меновщиков Виктор ЮрьевичАктуальная тема!
12.03.2024 22:08:43Киселева Елена НиколаевнаБлагодарю и с радостью голосую.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su