Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Рефлексивная регуляция психических состояний» (монография)


В современной психологической литературе накоплен богатый теоретический и эмпирический материал по различным концепциям и подходам к регуляции психических состояний в процессе жизнедеятельности: системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизиологических состояний человека (Л.Г.Дикая), методы самоконтроля и самоуправления (А. Б. Леонова, Г. Ш. Габдреева), системно-функциональная концепция регуляции психических состояний (А.О.Прохоров) и др.

С позиций системно-функциональной концепции регуляции психических состояний одной из основных составляющих регуляторного процесса является рефлексия. На наш взгляд, она является опосредующим звеном между психическими состояниями и регуляторными действиями субъекта. Исследования саморегуляции психических состояний, проведенные в учебной и профессиональной деятельности совместно с И. Х. Мирзиевым, подтвердили это предположение.

Несмотря на то, что в современной психологии отмечается особая роль рефлексии в регуляции жизнедеятельности человека (А. В. Карпов, Е. А. Сергиенко), в то же время, только в редких работах, к тому же фрагментарно показано участие рефлексии в регуляции состояний: описывается саногенная рефлексия состояний (Ю. М. Орлов, В. В. Лысенко), регуляция через переживание символических образов (Н. Б. Дмитриева), влияние рефлексии на формирование готовности к профессиональной деятельности (Д.К.Войтюк). Однако эти исследования не дают целостного представления о психологических механизмах и закономерностях рефлексивной составляющей в регуляции состояний.

К настоящему времени известно, что в структуре сознания рефлексия занимает особое место. Она выполняет как когнитивную функцию, связанную с отражением содержания психики, так и регулятивную, проявляющуюся в контроле над эмоционально-волевыми и мыслительными процессами.

Исследованиями А.В.Карпова показана ведущая роль регулятивной функции рефлексии, а также возможность использования полипроцессуального подхода в ее изучении, преимуществом которого является рассмотрение рефлексии как закономерно организованной и внутренне гетерогенной системы метапроцессов. Отмечается важная роль рефлексии в процессе обучения (В. В. Давыдов, В. Н. Феофанов, А. З. Зак и др.) и ее значение в процессе саморегуляции деятельности (Б. В. Зейгарник, О. А. Конопкин, В.И. Моросанова и др.). 

Анализ публикаций в области психологии состояний человека показывает, что при изучении основных механизмов детерминации психических состояний–смысловых, ситуативных, личностных, когнитивных и др. – авторами не выделяется рефлексивная составляющая, тогда как знание особенностей включенности рефлексии в изменение состояний при различных обстоятельствах жизни и видах деятельности могло бы позволить описать рефлексивные механизмы сознания и их роль в регуляции состояний человека.

На сегодняшний день отметим, что разработана психологическая теория рефлексивной регуляции деятельности (А. В. Карпов), предложены метакогнитивные подходы к изучению рефлексивных процессов (М.А.Холодная, М.Грант, Дж. Флейвелл,), существуют исследования рефлексии в контексте проблематики психологии мышления (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов), предложена концепция рефлексии измененных состояний сознания (А. В. Россохин), показана динамика взаимоотношений рефлексивных процессов и переживаний человека (Л.Р.Фахрутдинова). 

В то же время отношения рефлексии и психических состояний недостаточно изучены: не раскрыты психологические механизмы и закономерности этого взаимодействия, особенности влияния рефлексии на психические состояния в повседневных и напряженных ситуациях жизнедеятельности, специфика отношений рефлексии и состояния в зависимости от деятельности субъекта, «вклад» когнитивных процессов и свойств личности в регуляторное влияние рефлексии на психические состояния, обратные воздействия состояний на рефлексию и др.

Изучению взаимоотношений рефлексии и психических состояний посвящена эта книга. Согласно исследованиям В. В. Давыдова, И. И. Ильясова и др., наибольшие требования к уровню развития рефлексии предъявляет учебная деятельность, в которой успешность освоения учебного материала студентами зависит от саморегуляции поведения, управления собственной деятельностью и состояниями, от включенности рефлексии в учебный процесс. Последнее послужило основанием для обращения к студентам в качестве основной выборки испытуемых и к учебной деятельности студентов – как к модели деятельности, осуществляемой с участием рефлексивной регуляции состояний.

В разрабатываемой нами концепции рефлексивной регуляции психических состояний рефлексия «включена» как центральное, основное звено в регуляторный процесс субъекта, как самодетерминирующее и саморегулирующее начало его регуляторных действий. Благодаря рефлексии осуществляется осознание, оценка, сличение актуального состояния с искомым и, соответственно, в случае необходимости, субъектом вносится коррекция в применяемые способы и приемы регуляции. Рефлексия позволяет спрогнозировать, «проиграть» возможные варианты и результаты регуляции состояний в тех или иных обстоятельствах и ситуациях жизнедеятельности, перестроить сложившиеся способы действий, проанализировать структуру действий, не приводящих к успеху, выработать окончательное решение и перейти к исполнительным действиям: применению выбранных способов и приемов регуляции состояний, адекватных наличной или прогнозируемой ситуации, событию или деятельности. Включенность рефлексивных механизмов обусловливается целью регуляции – необходимостью изменения психического состояния как неадекватного ситуации, событию, цели деятельности и пр. (необходимость изменения состояния осознается субъектом благодаря рефлексии).

В этом процессе достижение цели – желаемого состояния, осуществляется через цепь промежуточных (переходных) состояний. Информация о достижении необходимого состояния, то есть насколько переживаемое состояние соответствует искомому, реализуется при помощи обратной связи. Переход от состояния к состоянию происходит при использовании различных психорегулирующих средств и приемов, включенность которых определяется рефлексивными механизмами сознания.  Регуляторный процесс совершается при активном участии основных когнитивных процессов (восприятие, представления, мнемические процессы, мышление и др.), интегральных (целеобразование, антиципация, принятие решения, прогнозирование, планирование, программирование, контроль, самоконтроль) и метакогнитивных (метавосприятие, метапамять, метамышление и др.) с опорой на свойства личности (темперамент, характер и др.) и метасвойства. Он малоэффективен в случае отсутствия соответствующей мотивации субъекта и личностного смысла. 

Несоответствие переживаемых состояний ситуациям жизнедеятельности «запускает» основные, интегральные и метакогнитивные процессы, результатом которых является осознание, осмысление и переосмысление, вкупе с последующим планированием, прогнозированием, выработкой стратегий, принятием решения и актуализацией операциональных средств саморегуляции, а также их дальнейшей проверкой (метакогнитивные стратегии). Отметим, что рефлексия также активирует смысловые структуры сознания, обусловливая их включенность в регуляторный процесс. 

Можно полагать, что рефлексивные механизмы (стратегии, планы и др.) образуют устойчивые функциональные комплексы, состоящие из операциональных средств, интенциональных моделей, метапроцессов (когнитивных и регулятивных) и метасвойств, становление которых осуществляется в диапазоне текущего времени и в условиях повторяющихся или близких ситуаций жизнедеятельности. Функциональные комплексы являются основой более сложного уровня регуляции, обусловливая пролонгированную актуализацию «заданных» состояний с определенными параметрами со стороны знака, качества, интенсивности, длительности и др. Развертывание такого рефлексивного комплекса, а также его параметры определяются требованиями социального функционирования субъекта, спецификой профессиональной деятельности, событиями и ситуациями жизнедеятельности (повседневными или напряженными). Функциональные комплексы могут перестраиваться в ходе регуляции при изменении социальных аспектов бытия и в случае их недостаточной эффективности.

Регуляция осуществляется в конкретной социальной среде, на фоне культуральных, этнических, профессиональных и др. влияний, в определенной социальной ситуации жизнедеятельности, связанной с местом субъекта в малой группе: его социальными ролями, статусами и пр. Направленность жизни субъекта «задает» (создает) целостную структуру рефлексивной регуляции состояний. Её проявления – в изменении операциональных средств при их несоответствии наличной или прогнозируемой ситуации, в обеспечении адаптации субъекта к изменяющимся условиям жизни посредством перестройки стратегий регуляции, в выработке новых смыслов жизнедеятельности и бытия, в принятии соответствующих решений.

В процессах регуляции могут быть выделены уровни рефлексивной активности: на низком уровне отражаются и контролируются отдельные исполнительные действия по регуляции состояний, на более высоком уровне субъект отображает самого себя как «Я – систему (Я-образ, Я-концепция»), производящего планирование и оценку своих действий. Последнее связано с актуализацией внутренних регуляторных схем и процессов (метакогнитивные стратегии), наработанных или выработанных в ходе онтогенеза (разные по эффективности регуляторные схемы определяют разную качественно-количественную о-граниченность активности субъекта в регуляции состояний). Включенность рефлексивных уровней позволяет субъекту переходить от операциональных к ментальным аспектам регуляции состояний и обратно: осуществляется самоконтроль состояний в текущей ситуации, актуализируются приемы регуляции, ретроспективно оцениваются и анализируются операциональные средства и стратегии регуляции состояний в прошлых ситуациях и деятельностях, их эффективность при тех или иных обстоятельствах жизни, планируются и прогнозируются вероятные будущие состояния и средства их контроля и пр. На эти процессы оказывают влияние модели и образы мира, смысловые структуры сознания, переживания, ментальные репрезентации и др. составляющие сознания, а также социальное опосредование: принадлежность субъекта к той или иной большой или малой социальной группе, роли и статусы и пр. В зависимости от уровня рефлексивности, а также степени её развитости у субъекта, проявления ситуативной, ретроспективной и перспективной регуляции психических состояний будет различно. 

Отметим также, что рефлексивные процессы субъекта и рефлексия, в целом, порождают новые смыслы и значения, новые отношения, создавая и определяя возникающие стратегии и планы, способы и приемы регуляции состояний. Основной психологический механизм рефлексии, обусловливающий трансформирующие и генеративные функции, повышающий меру субъектности регуляции – внутренний диалог. Он приводит к произвольному манипулированию идеальными содержаниями в умственном плане, основанными на переживании дистанции между своим сознанием и его интенциональным объектом, связанным с направленностью этого процесса на самого себя как на объект рефлексии. Такие действия (взгляд на себя со стороны) позволяют увидеть максимальное количество элементов (вариантов) регуляции состояний и выбрать оптимальное, адекватное ситуации. В этом контексте выделим также дифференциальный аспект рефлексивной регуляции состояний, связанный с разными фокусами направленности сознания: на внешний интенциональный объект, на самого себя, на себя и на объект. Эти действия предполагают самодистанцирование, способность посмотреть на себя со стороны и на посторонние объекты за пределами актуальной ситуации. 

Можно полагать, что встроенность и развернутость представленных выше механизмов в структуре рефлексивной регуляции состояний обеспечивает её эффективность в жизнедеятельности субъекта.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 57 читателей
13.03.2020 09:58:56Усов Георгий ДмитриевичАктуально, своевременно
12.03.2020 20:03:06Екимчик Ольга АлександровнаАктуальная с общей психологии монография
Голос из ВКонтакте
12.03.2020 18:27:34Николаева Мария ВладимировнаИнтересный проект
12.03.2020 12:10:15Ионова Елена АлександровнаЭто актуальная тема для практического психолога
12.03.2020 10:26:09Знаков Виктор ВладимировичЗамечательная книга: серьезная и научная. Несмотря на его фундаментальность изложенный к монографии материал может быть использован для создания систем автоматического распознавания психических состояний школьников, военных и т.п.
11.03.2020 20:00:15Хусаинова Резеда МунировнаИзучение взаимоотношений рефлексии и психических состояний, которым посвящена данная монография, актуально для организации психологического сопровождения участников образовательного процесса
11.03.2020 16:29:53Макарчева Анастасия ВладимировнаОчень понравилась книга
11.03.2020 15:30:03Самигулина Рината АйдаровнаИнтересная информация, достояна рассмотренная жюри
11.03.2020 14:37:06Акимова Екатерина ЮрьевнаВажны практические аспекты.
06.03.2020 20:17:47Камнева Ольга АнатольевнаАктуально, научно, перспективно.
06.03.2020 20:08:34Альберти Лариса ФедоровнаЧрезвычайно полезная книга. Спасибо!
06.03.2020 16:55:05Антипова Надежда ЕвгеньевнаИнтересная и нужная тема.
06.03.2020 13:45:16Патеева Диана РястямовнаПсихические состояния- это полотно нашей жизни. Очень интересно узнавать, как их регулировать эффективно. Акцент в монографии строится на влиянии рефлексии на состояния, специфику рефлексивной регуляции – здорово! Очень приятный обоснованный язык изложения, структурность, полнота – все прекрасно в монографии!
06.03.2020 01:47:30Устин Павел НиколаевичОдна из наиболее востребованных тем от признанных специалистов в области психологии состояний
06.03.2020 00:44:45Кашапов Мергаляс МергалимовичВ монографии представлено теоретическое обобщение системных авторских исследований рефлексивной регуляции психических состояний. Монография имеет безусловную методологическую и прикладную ценность.
05.03.2020 11:04:27Пояркова Алина СергеевнаОчень полезная информация
05.03.2020 11:04:21Сайфутдинова Алмна ДамировнаОдна из самых лучших книг!!!
05.03.2020 11:00:35Шистерова Арина АлександровнаОчень интересный проект.
04.03.2020 06:47:26Юсупов Марк ГеннадьевичАктуальность изучаемой проблемы
02.03.2020 12:45:53Овчинникова Людмила ИвановнаАктуально для практических психологов, сопровождающих старший школьный возраст
29.02.2020 07:38:29Ботнарюк Елизавета МихайловнаПрекрасная и интересная работа
28.02.2020 19:59:05Мунирова Илюза АзатовнаЛучшая книга на данную тему из всего, что я когда-либо читала. Доступно, информативно, структурированно.
28.02.2020 19:54:40Тимерханова Карина ВасилевнаДоступно и интересно изложен материал. Рекомендую!
28.02.2020 17:58:51Гасымова Самая АхадАктуальная тема.
28.02.2020 17:38:28Минхайдарова Алла БорисовнаМонография раскрывает новые грани в познании психических состояний, которые можно и нужно применять в практической работе психолога.
28.02.2020 16:41:13Шаяхметова Лейла АхметовнаВ монографии полно и структурировано описаны различные аспекты рефлексивной регуляции, представлены последние исследования взаимосвязи рефлексии и психических состояний.
27.02.2020 23:59:37Халфиева Алиса РамилевнаВеликолепная книга великолепных казанских ученых, основанная на многолетнем фундаментальном изучении данной тематики.
27.02.2020 16:34:00Крюкова Татьяна ЛеонидовнаАвторы известны интересными исследованиями в области психических состояний. Уверена, книга и полезна и нова для изучения общей психологии
27.02.2020 13:37:15Минвалиева Илюза ЗагитовнаКниги отлично помогает понять общую психологию. Хорошо помог сдать экзамен.
27.02.2020 13:33:11Ахметшина Альбина АльбертовнаКнига супер !!!
27.02.2020 13:18:28Юсупова Камиля РахимзяновнаДанная книга довольно информативна.
27.02.2020 13:14:23Решетникова Ирина СергеевнаКонцептуально. Мне понравилась книга
26.02.2020 22:38:14Петрова Валентина ВитальевнаИнтересно и содержательно изложена тема. После прочтения, захотелось узнать больше информации.
25.02.2020 21:57:34Шайдуллина Айрина ИльгизовнаПрекрасная книга, есть над чем поразмышлять
25.02.2020 21:45:18Марчук Элина РуслановнаДанная книга действительно интересная. Авторы все понятно и отчётливо расписали, объяснили.
25.02.2020 21:33:11Хамидуллина Раиса ОлеговнаОчень познавательная и интересная книга. Авторы этой книги-прекрасные преподаватели.
25.02.2020 21:32:07Валиуллина Гузелия МаратовнаОчень интересная и познавательная книга! Авторы потрудились над ней на славу)
25.02.2020 21:31:18Хуснутдинова Ясмина ИрековнаЗамечательная книга. Материал изложен грамотно, читать интересно. Жду ещё работы на данную тему.
25.02.2020 21:28:47Салихов Артур ИльшатовичХорошие авторы, интересная информация, познавательная.
25.02.2020 21:24:54Ахмадеева Аида ВитальевнаОчень интересная тема. Изложена понятно и доступно.
25.02.2020 17:52:34Борунова Татьяна Дмитриевна"Рефлексивная регуляция психических состояний" очень интересный проект.
25.02.2020 17:44:11Мугинова Алсу ИльдаровнаРассматривается влияние рефлексивной регуляции непосредственно на учебную деятельность субъектов, что, на мой взгляд, является важной темой для изучения, так как позволяет адекватно в дальнейшем строить свое поведение.
25.02.2020 17:14:28Ахметова Дарья ЭдуардовнаПроект супер
25.02.2020 17:14:14Лапухина Юлия ВладимировнаАутентично
25.02.2020 17:00:12Аббязова Екатерина ВитальевнаИнтересен проект
25.02.2020 16:57:20Халиулина Сабина РамильевнаПрекрасная книга,прекрасные авторы
25.02.2020 16:53:22Валеева Дина ДенисовнаИнформативно и современно
25.02.2020 16:52:31Савченко Руслана ОлеговнаЧернов А. В. и Прохоров А.О. одни из немногих профессоров, знающих свое дело. "Рефлексивная регуляция психических состояний" интереснейший проект, который я когда либо читала.
25.02.2020 16:34:44Гарифуллина Элина МарселевнаЧрезвычайно интересный и, несомненно, важный материал о взаимоотношении рефлексии и психических состояний.
25.02.2020 16:08:17Новикова Анастасия ВадимовнаСамая достойная работа!
25.02.2020 16:08:15Нагимова Сельби СердаровнаБезупречная работа, очень важный проект, не могу не поддержать заинтересованый проект.
25.02.2020 15:52:58Макаревич Елизавета ВасильевнаЗамечательная и интересная книга.
25.02.2020 15:51:08Гасымова Лейла Мазахир кызыЛучшие представители кафедры психологии Казанского Федерального универстета!
25.02.2020 15:47:41Иванова Анна СергеевнаМетодика расписана очень подробно, а главное понятно, что очень важно!
25.02.2020 15:45:38Михайлова Эльвира ВладимировнаАльберт Валентинович и Александр Октябринович прекрасные и компетентные преподаватели
25.02.2020 15:43:11Федякина Юлия АлексеевнаЭто лучшее, что я читала из научной психологии. Эта книга помогла разобраться мне с многими неясными вопросами.
21.02.2020 08:48:18Валиуллина Марина Евгеньевнаотличная книга. Хорошо подобрана и систематизирована информация

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 223, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su