Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Формирование механизмов познавательного развития учащегося с интеллектуальными нарушениями как субъекта образовательной среды» (краевая опытно-экспериментальная площадка)


Актуальность
В последние десятилетия происходят важные изменения жизнедеятельности человека как субъекта деятельности, так и субъекта образовательной среды, в построении новых взаимосвязей с миром, отношений с окружающей действительностью, адаптацией и других сфер. На фоне более высокого уровня развития цивилизации, человека и субъективного видения среды востребованы инновации в психологической и педагогической науке. Рассмотрение поставленной проблематики невозможно вне сложившейся реальной ситуации развития современного общества и самого человека в связи с новыми условиями функционирования и развития его деятельности, которая, в свою очередь, ориентируясь на высокие запросы потребителя, выставляет адекватные им требования. Конфликтность данного постулата определяется тем, что на сегодняшний момент из всей совокупности нормально развивающихся детей и подростков нельзя не выделить людей с интеллектуальными нарушениями, число которых составляет 1-3 % популяции, психологические закономерности и механизмы развития которых непосредственно связаны с расширением ресурсностных возможностей страны. Динамика познавательной активности и активности личности в целом является оптимизирующим фактором в интеллектуальном развитии учащихся с целостным формированием личности, что в позитивной совокупности определяет уровень будущих кадровых ресурсов. В данном случае важна интеграция субъекта образовательной среды, состоящая в проникновении и взаимодействии всех актуальных сфер развития и жизнедеятельности индивида, которое происходит непосредственно во взаимодействии со средой, а также интеллектуальной, личностной, адаптационной ресурсностью учащихся, расширение которых во многом зависит от физических, психических и личностных ресурсов, условий социальной среды.

Социальная адаптация, отражающая гуманистическую направленность общества, детерминирует с глубинным и комплексным изучением развития индивидуального генеза учащихся, применение принципа амплификации в воспитании и развитии; создание индивидуального профиля и программ по абилитации, реадаптации, социальной адаптации; создание экономических программ по профессиональной подготовке и трудоустройству. Также предполагает целенаправленную деятельность общеобразовательного учреждения, адекватные цели формирования интегративных моделей и реализуемые в них содержание обучения и воспитания, образовательные технологии и т.д.

Социальная, научная и практическая значимость
Основными направлениями проекта в целях достижения положительной динамики познавательного развития с учетом закономерностей и механизмов учащихся с интеллектуальными нарушениями являются: актуальная и положительная динамизация образовательного процесса, воздействий, которые в свою очередь, включают организацию вариабельных программ обучения, организацию межличностного взаимодействия, структуру самого образовательного пространства, модификацию и инновацию подачи учебного материала с учетом положительной динамики познавательного развития в процессе обучения; использование амплификационных возможностей образовательного пространства школы VIII вида в процессе онтогенеза, возрастной динамики и гендерных особенностей; социально-трудовой адаптации как средство формирования социально-адаптивной личности; интеграция образовательного пространства и семьи как источников формирования и развития личности (адекватное самосознание); формирование гражданственности, гражданственно-правовых знаний и навыков, социальных установок; повышение уровня толерантности и основ поведения в процессе обучения и воспитания; формирование и актуализация коммуникативной компетенции в процессе овладения лингвистическими умениями и навыками; формирование культуры здорового образа жизни и эстетической составляющей воспитания активными методами через интеллектуальный и психомоторный ресурс; формирование компетентностного подхода и адаптация в экономическом, экологическом пространстве.

Значение для развития психологии
Практическое значение исследования заключается в:

1) усовершенствовании системы психологических средств диагностики механизмов познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями разного возраста;
2) разработке практических рекомендаций, способствующих более успешному развитию способностей данной категории учащихся, а также выявленную динамику познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями можно учитывать при организации образовательного, коррекционно-развивающего процесса;
3) совокупность рассматриваемых количественных и качественных параметров закономерностей и механизмов познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями служит достоверным материалом для целостной оценки развития и создания индивидуального профиля учащихся.

Научная значимость исследования заключается в следующем:
1. Усовершенствование системы психологических средств диагностики закономерностей психического развития и формирование механизмов познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями разного возраста;
2. Изучение структуры и особенностей закономерностей и механизмов познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями специальной школы;
3. Выявление особенностей динамики познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями с учетом гендерных дифференцировок, что повышает эффективность адекватной коррекции и индивидуально-психологического развития учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида и является главным влияющим фактором в гуманистической концепции образования;
4. Разработке практических рекомендаций, способствующих более успешному развитию способностей данной категории учащихся, а также выявленную динамику познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями можно учитывать при организации образовательного, коррекционно-развивающего процесса;
5. Совокупность рассматриваемых количественных и качественных параметров закономерностей психического развития и механизмов познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями служит достоверным материалом для целостной оценки развития и создания индивидуального профиля учащихся.

Также в рамках данного направления экспериментальной деятельности предлагается изучение структуры образовательного процесса для определения степени влияния его основных компонентов (цели; субъекты и объекты (характер взаимодействия участников педагогического процесса); содержание образования; формы организации и технологии педагогического процесса; педагогическая диагностика (мониторинг результатов педагогического процесса); критерии эффективности; организация взаимодействия с окружающей средой) на эффективность формирования качеств конкурентоспособной личности при максимальном использовании возможностей социума.

По результатам данного обследования предполагается разработать вариативные образовательные программы формирования социально адаптивной личности.

Цели
На основе вышеизложенного определена цель исследования: выявление собственно динамики, закономерностей и механизмов познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Объектом исследования являются механизмы познавательного развития учащихся с нарушениями интеллекта как субъекта образовательной среды.

Предметом исследования является возрастная динамика закономерностей психического развития и формирование механизмов познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями как субъекта образовательной среды.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что нарушенное интеллектуальное развитие опирается на общие и специфические закономерности развития и имеет собственную иерархию в онтогенезе: моторное, познавательное, личностное и социальное развитие. Механизмы нарушенного интеллектуального генеза взаимообуславливают развитие и взаимодействие структур интеллектуального развития.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования планируются и находят разрешение следующие задачи:
1. Провести историографический анализ закономерностей психического развития и формирования механизмов познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями как субъекта образовательной среды в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.
2. Подобрать методы исследования закономерностей психического развития и механизмов познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями как субъекта образовательной среды.
3. Исследовать закономерности психического развития и механизмы познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями с учетом гендерных дифференцировок.
4. Рассмотреть взаимодействие закономерностей психического развития и механизмов познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями с учетом гендерных дифференцировок.
5. Определить взаимообусловленность закономерностей психического развития и механизмов познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями.
6. Разработать практические рекомендации по организации коррекционно-развивающего процесса для психологов и педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

Для решения выдвигаемых задач использовался следующий комплекс методов: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; психолого-педагогический эксперимент; биографический метод; тестирование; метод беседы; метод наблюдения; методы первичной и вторичной математико-статистической обработки полученных данных.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения, так как разработанная модель динамизирует образовательный процесс и поиск психолого-педагогических условий для расширения интеграционных, интеллектуальных и адаптационных ресурсов учащихся с интеллектуальными нарушениями во время обучения в и после ее окончания (преемственность ОУ). Инновационный педагогический опыт и результаты экспериментальной деятельности могут быть использованы как модель для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Основное содержание работы (или ее этапы)
Концепция определяет следующие этапы работы:

1. Диагностический: предложенная комплексная система психодиагностических тестов позволяет обнаружить возрастные особенности и динамику развития учащихся на модели специализированного (коррекционного) образовательного учреждения; изучить структуру и особенности развития с учетом гендерных дифференцировок, что повышает эффективность адекватной коррекции и индивидуально-психологического развития и является главным влияющим фактором в гуманистической концепции образования; уточнить понятия социально-психологической и социально-трудовой адаптации с учетом возрастной специфики в ситуации когнитивного дефицита; определить критерии адаптационной ценности личностных факторов во время обучения в специализированном (коррекционном) образовательном учреждении, прогностическая ценность критериев социально-психологической адаптации школьного периода для адаптации после окончания коррекционной школы с гендерными дифференцировками.
2. Теоретико-методологический: обосновать психолого-педагогические условия эффективной социально-психологической адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями по расширению адаптационного ресурса образовательной среды; разработать модели сопровождения на всех этапах образовательного пространства.
3. Коррекционно-развивающий: усовершенствовать системы психологических средств диагностики развития учащихся с интеллектуальными нарушениями; выявленную динамику развития учащихся с интеллектуальными нарушениями можно учитывать при организации образовательного коррекционно-развивающего процесса; внедрить модели сопровождения и оптимизации инкультурации личности учащегося с интеллектуальными нарушениями.
4. Основной этап. Определить основные направления интегративной, адаптивной, абилитационной, реадаптивной, коррекционно-развивающей и профилактической деятельности в рамках реализации моделей сопровождения и оптимизации инкультурации личности учащегося с интеллектуальными нарушениями. Корректировка и совершенствование модели на основе сравнительных данных на начальный и конечный этапы специально организованного адаптационного процесса, выдвижение гипотез о возможных тенденциях развития личности конкретного ребенка. Перспективное планирование педагогической деятельности интеграции учащегося с интеллектуальными нарушениями как субъекта образовательной среды.

Результаты, выводы
1. Наблюдается положительная динамика познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями в процессе обучения.
2. Реализованы адаптационные и амплификационные возможности образовательного пространства школы VIII вида в процессе онтогенеза, возрастной динамики и гендерных особенностей учащихся с интеллектуальными нарушениями как средство формирования социально-адаптивной личности.
3. Внедрен процесс интеграции в образовательном пространстве и семье как источника формирования и развития личности.
4. Применены механизмы формирования гражданственности, гражданственно-правовых знаний и навыков, социальных установок, коммуникативной компетенции в процессе овладения лингвистическими умениями и навыками; культуры здорового образа жизни и эстетической составляющей воспитания активными методами через интеллектуальный и психомоторный ресурс; компетентностного подхода и адаптации в экономическом, экологических пространстве.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su