Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Путешествие в страну Смешариков» (психолого-педагогическая программа по социально-психологическому развитию детей 5-7 лет)


 
Программа «Путешествие в страну Смешариков» разработана с использованием методики, предложенной психологами Бельгии – преподавателями Левенского университета и Мехеленской высшей школы. Данная программа направлена на формирование и развитие компетентности в сфере межличностного общения дошкольников, на развитие его самопознания.
Теоретической основой программы социально-психологического развития дошкольников «Путешествие в страну Смешариков» является целостно-системный подход к анализу феноменов человеческого поведения. Основателем данного подхода считают Курта Левина, немецкого и американского психолога, который разработал теорию системно-динамического поведения. Левин исследовал механизмы мотивации, уровень притязаний, усвоение моделей поведения, используя знако-графические символы, а психологическое пространство человека дифференцировал границами (линиями) на регионы.
 
Суть рассматриваемого основополагающего метода программы заключается в применении идеи К. Левина о возможности использования графических символов для изображения психологического пространства человека к рассмотрению его социально-эмоциональной сферы. Для изображения психопространства человека в данном случае используется изображение страны Смешариков, разделенной на 9 районов, а также жителей этой страны – Смешариков. Каждый район страны и его обитатель символизирует определенную модель социального поведения в процессе социального взаимодействия. Выбор стратегии социального поведения очень индивидуален и, как правило, стереотипен: для одного субъекта социального взаимодействия характерна открытость, контактность, для другого – закрытость, «уход в себя». Давление и сопротивление – также варианты социального поведения. 
 
Представление социально-эмоциональной сферы человека в виде страны, состоящей из 9 домиков с жителями - Смешариками,  знакомство с особенностями каждого жителя позволяют в простой и увлекательной для ребенка форме обучить его выбору адекватной модели поведения в процессе анализа проблемной ситуации социального взаимодействия.

Цель обучения

Познакомить ребенка через страну Смешариков с вариантами реагирования в различных социальных ситуациях. Дети учатся понимать себя и понимать других, учатся взаимодействовать с другими людьми. Повысить психологическую компетентность родителей по развитию социальных навыков детей.

Задачи программы

Для детей:
  1. Осознание целей и способов межличностного взаимодействия.
  2. Осознание необходимости в разных ситуациях использовать разные модели поведения.
  3. Знакомство с разными моделями поведения при межличностном взаимодействии.
  4. Формирование и развитие социальных навыков – через моделирование и ролевые игры, стратегий социального поведения.
Для родителей:
  1. Ознакомление родителей с моделями межличностного взаимодействия.
  2. Ознакомление родителей с особенностями формирования навыков социализаций у дошкольников.
Целевая аудитория и временной режим: Данная программа разработана для работы с детьми 5 – 7 лет (старшей и подготовительной групп), посредством использования образа героев мультсериала «Смешарики». Количество участников в группе  7 ± 2. Программа рассчитана на 32 занятия, продолжительность 25 минут для старшей группы и 30 минут – подготовительная группа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
 
Особенности программы:
Выбор упражнений для программы определялся психологическими особенностями дошкольников, а также поставленными задачами – формирование и развитие социальных навыков – через моделирование и ролевые игры стратегий социального поведения. 
Одним из наиболее трудных упражнений для детей являются игры на сплочение. Они с трудом объединяются в поддержке друг друга, не могут выполнять задания в паре.
Характерной особенностью тренингов с детьми является динамика поведения и личностных изменений, основанная не на осознании, а на тренировке навыков. Ролевые игры, характеризуют особенности поведения детей в напряженных ситуациях. Часто по игре ребенка видно, как он копирует своих родителей, изображая игровую семью. Некоторые дети, получив одобрение от группы в ролевой игре, начинали чувствовать себя более уверенно в обычной жизни, что отмечалось в дальнейшем педагогами. 
Результаты игровой работы проявляются в формировании сплоченности в группе, расширении спектра игр, улучшении самоконтроля. 
 
Формы проведения занятий: 
  • Групповая
  • Индивидуальная

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный; организационный.
  2. Информационно-диагностический.
  3. Практический.
  4. Обобщающий.
  5. Этап внедрения полученных знаний в повседневную жизнь.
Подготовительный и организационный этап: составление плана работы, расписания занятий с участниками.
 
Информационно-диагностический этап: состоит из серии занятий, в течение которых детям представляются цели программы, её структура. Участники знакомятся с каждым героем, его домиком, его особенностями. В ходе программы дети вместе с психологом «путешествуют» по стране, знакомятся с её жителями. Каждый герой в стране занимает свое определенное место. Смешарики взаимодействуют между собой, дополняя друг друга. 
 
Практический этап программы включает в себя серию занятий с детьми,  в ходе которых используются моделирование и ролевая игра с целью анализа конкретных примеров – ситуаций социального взаимодействия и отработки социальных навыков в процессе разрешения той или иной проблемной ситуации. 
 
Обучение разрешения проблемных ситуаций включает в себя использование плана анализа и решения проблемы в несколько этапов:
  1. Оценка ситуации – участнику предлагается выйти в центр страны – поляну. Цель – умение реагировать в сложной ситуации, дать себе время для оценки ситуации, научиться избегать  в поведении импульсивность. 
  2. Помочь увидеть разные модели реагирования в сложной ситуации.
  3. Рассмотреть разные варианты выбора с точки зрения возможных последствий.
  4. Сделать свои выбор в модели поведения.
 
Обобщающий этап: подведение итогов работы по программе.
 
Заключительный этап программы – этап внедрения полученных знаний и навыков в повседневную жизнь. Дети  выполняют задания, полученные на занятиях, используя новый опыт в процессе межличностного взаимодействия, как в садике, так и за её пределами. 
 
Данная программа также реализуется на уровне родителей:
  • проведение родительского собрания до начала занятий, с информированием о целях, задачах, структуре и содержании работы с детьми. Предоставляется тематический план программы;
  • проведение родительского собрания в конце прохождения программы вместе с группой, на котором участники знакомят своих родителей с разными моделями поведения (используя изображение героя);
  • индивидуальная беседа с родителями о возможности применения данного подхода в процессе взаимодействия в семье.
Технические средства, используемые в ходе реализации программы:
  1. Карта страны Смешариков (А2).
  2. Портрет каждого героя (А4).
  3. Бейджик с изображением героя – Смешарика.
  4. Мультимедийные средства или CD - проигрыватель.
  5. Карточки с примерами ситуаций социального взаимодействия, диск с сериями мультсериала «Смешарики».
  6. Цветные карандаши, краски, кисточки.
  7. Фишки с героями в подарок (в конце программы).
Критерий эффективности программы: Если у 50% участников в группе по окончании курса улучшились показатели на 20% - 30%  программа считается успешной.

Предполагаемые результаты программы

1. Изменение способа межличностного взаимодействия;
2. Принятие новых моделей социального поведения;
3. Улучшение социально-психологического микроклимата коллектива; 
4. Формирование  жизненно-важных ценностей.
 
Список литературы
I. Для реализации программы:
1. www.smechariki.ru - официальный сайт мультсериала «Смешарики».
2. www.smeshariki.name – коллекция картинок и описаний всех смешариков и серий мультфильма.
3. Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации/ авт. – сост. Е. В. Меттус.- Волгоград: Учитель, 2007 – 122с.
4. Первые дни ребенка в школе: рефлексивные круги, игры/ авт. – сост. Н. Б. Говоркова, Г. Г. Кукушкина.- Волгоград: Учитель, 2008 – 159с.
5. «Про жителей ладошек, хвастливую чашку и трусливую карамельку» (коррекционная программа для младших школьников). Автор А. Бачурина.
6. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт. – сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 90с.
7. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт. – сост. Ю. А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 206с.
 
II. Для родителей:
1. www.smechariki.ru - официальный сайт мультсериала «Смешарики».
2. www.smeshariki.name – коллекция картинок и описаний всех смешариков и серий мультфильма.
3. Первые дни ребенка в школе: рефлексивные круги, игры/ авт. – сост. Н. Б. Говоркова, Г. Г. Кукушкина.- Волгоград: Учитель, 2008 – 159с.

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su