Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Экстремальные ситуации в образовательном процессе начальной школы: модели профилактики, направления подготовки будущего учителя, тактики экстренной помощи детям» (монография)


Актуальность

Младшие школьники зачастую оказываются самой незащищенной от экстремальных ситуаций категорией детей, в связи с тем, что уже не считаются маленькими и лишаются постоянного родительского присмотра, и в то же время еще совершенно не знают, как себя вести в тех или иных экстремальных ситуациях, не обладают достаточным уровнем развития мышления, воли, не имеют необходимого жизненного опыта, не всегда знают, куда и к кому нужно обратиться за помощью. В связи с этим работа по предупреждению экстремальных ситуаций в начальной школе и формированию у будущих педагогов экстремальной компетентности, обеспечивающей профилактику и быструю, эффективную ликвидацию последствий таких ситуаций, должны составлять особый пласт профессиональной подготовки современного учителя начальных классов.

Научная новизна полученных результатов заключается в обосновании классификации экстремальных ситуаций, возникающих в начальной школе; конкретизации информации о психологических состояниях, возникающих у ребенка в экстремальной ситуации; разработке структурно-содержательной модели экстремальной компетентности учителя начальных классов; обосновании модели совершенствования профессиональной подготовки студентов педвузов, включающей содержание, принципы обучения, психолого-педагогические условия, современные образовательные технологии.

Практическая значимость полученных результатов заключается в совершенствовании теоретической и практической составляющих профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к оказанию социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи детям в экстремальных ситуациях разного типа; разработке диагностической и тренинговых программ, внедрении в практику работы школ информационных материалов; обобщении, систематизации и распространении положительного опыта по предупреждению и ликвидации экстремальных ситуаций. Результаты исследования могут использоваться в педвузах, педколледжах, институтах повышения квалификации учителей, центрах дополнительного образования и переподготовки педагогических кадров.

Основное содержание работы.

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности детей младшего школьного возраста

1.1. Экстремальная ситуация: специфика содержания понятия, составляющие и причины возникновения

1.2. Возрастно-психологические особенности младших школьников как личностный фактор возникновения экстремальных ситуаций

1.3. Подходы к классификации экстремальных ситуаций в образовательном процессе начальной школы

Глава 2. Профилактика и ликвидация последствий экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности младшего школьника

2.1. Модель создания психологически безопасной образовательной среды в начальной школе

2.2. Обеспечение безопасности детей в экстремальных ситуациях разного типа

2.3. Психологическая помощь детям в экстремальных ситуациях

Глава 3. Диагностика, формирование и развитие экстремальной компетентности у будущих учителей начальных классов

3.1. Экстремальная компетентность учителя: понятие, психологическая структура, содержательное наполнение компонентов

3.2. Результаты диагностики экстремальной компетентности будущих учителей и их готовности к обеспечению безопасности образовательной среды

3.3. Формирование и развитие экстремальной компетентности студентов в образовательном процессе педвуза

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Авторские анкеты, которые использовались в ходе опытно-экспериментальной работы

Приложение 2. Примеры конспектов мероприятий по профилактике экстремальных ситуаций в образовательном процессе начальной школы, составленные и апробированные студентами на практике

Приложение 3. Сценарии проведения семинаров-практикумов по освоению навыков распознавания психических состояний и оказания экстренной помощи пострадавшим в экстремальной ситуации

Результаты, выводы

В ходе проекта была предложена авторская классификация экстремальных ситуаций для начальной школы; описаны психические состояния, возникающие у детей в экстремальных ситуациях; обоснована модель создания безопасной среды в образовательном учреждении, включающая цели, задачи, принципы, направления деятельности для трех выделенных в ней блоков: 1) профилактическая работа по предупреждению экстремальных ситуаций и подготовке участников образовательного процесса как коллективного субъекта к организации эффективных действий в экстремальных ситуациях; 2) организация действий в экстремальных ситуациях; 3) проведение мероприятий, следующих за экстремальной ситуацией; уточнено содержание понятия «экстремальная компетентность учителя» как стратегии экстренного принятия педагогом ответственного решения о профессиональных действиях в условиях наличия препятствующих помех и дефицита времени, которые обеспечивают защиту ребенка, способствуют устранению/минимизации негативного воздействия угрожающих факторов и эффективному оказанию первичной помощи ученику; обоснована ее структура, включившая пять взаимосвязанных компонентов (когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, поведенческо-деятельностный, рефлексивно-оценочный); составлен пакет диагностических методик для изучения экстремальной компетентности будущих учителей; разработана и апробирована на практике модель процесса целенаправленного формирования экстремальной компетентности будущих учителей начальных классов, включающая ценностно-целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический и результативно-оценочный блоки; описаны этапы формирования экстремальной компетентности; в процесс профессиональной подготовки будущих учителей внедрен комплекс тренинговых занятий, направленных на повышение уровня экстремальной компетентности и преодоление имеющихся у них барьеров и затруднений к осуществлению профессиональной деятельности в экстремальных условиях; в образовательных организациях распространена система информационных материалов по профилактике экстремальных ситуаций в начальной школе и оказанию помощи детям в экстремальных условиях.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su