Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психологическая помощь детям дошкольного возраста с ЗПР с использованием полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты» (психокоррекционная программа)


Рецензент: Л.Б. Баряева, директор Центра диагностики и коррекции развития детей профессора Л.Б. Баряевой, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Актуальность проекта

В настоящее время число детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее в тексте ЗПР), нуждающихся в оказании своевременной квалифицированной психолого-педагогической помощи посредством коррекции отклонений в психическом и речевом развитии, неуклонно растет.

Рассматривая дошкольный период развития детей с ЗПР, необходимо отметить тот факт, что структура индивидуального потенциала детей данной типологической группы имеет сниженный либо незрелый уровень познавательного и социально-личностного развития, о чем свидетельствует анализ индивидуальных показателей сформированности актуального уровня развития у детей с ЗПР в разных возрастных группах.

Сложность и многообразие раннего дизонтогенеза обусловливают интеграцию и разносторонность образовательных потребностей детей с ЗПР.

В дошкольных учреждениях широко используются образовательные программы и методические пособия, которые направлены на решение преимущественно педагогических задач, но при этом не способствуют эффективной реализации основных коррекционно-развивающих задач в процессе психологического сопровождения детей с ЗПР, не оказывают психологической помощи и поддержки в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Довольно редко применяются специально разработанные программы коррекционно-развивающей помощи детям, основанные на реабилитации детей в темной сенсорной комнате.

Считаем необходимым отметить и тот факт, что в детский сад компенсирующей направленности (который является в нашем городе единственным) поступают дети с проблемами в психическом и речевом развитии с 3-х летнего возраста, как ранее посещавшие общеразвивающие детские сады и встретившиеся в них с непониманием, а подчас и с непринятием некоторыми педагогами проблем детей данной категории, так и неорганизованные дети, родители которых крайне редко осознают «особые» индивидуальные особенности своих детей и в большинстве случаев в процессе воспитания ребенка в семье не учитывают актуальный уровень развития, используют авторитарно-гиперсоциализированный либо гиперопекаемый стиль воспитания.

Все вышеперечисленные обстоятельства ограничивают возможности успешного вхождения ребенка с ЗПР в общество, искажают процесс социально-личностного развития и адаптации.

Поиски путей оказания психологической помощи детям с ЗПР с момента поступления в детский сад и до поступления их в школу способствовали разработке программы «Вдохновение», которая включает в себя мультимодальный подход в психолого-педагогическом сопровождении детей с ЗПР в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды в темной сенсорной комнате (в сочетании с методами и техниками игротерапии, сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии и релаксации).

Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для оказания своевременной психокоррекционной помощи в социализации и развитии личности детей дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи проекта:

  1. Повышение психолого-педагогической грамотности педагога-психолога в вопросах сопровождения детей в условиях темной сенсорной комнаты.
  2. Разработка программы с использованием инновационных коррекционно-развивающих, психотерапевтических технологий работы психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
  3. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей социальных умений и навыков в межличностных отношениях.
  4. Помощь детям в осознании своего реального «Я», формировании самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов: страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Содержание

Раздел 1. Профилактический включает 19 занятий, направленных на профилактику дезадаптации в условиях группы детского сада и развитие познавательной сферы детей с ЗПР с 3 лет.

Раздел 2. Коррекционно-развивающий рассчитан на детей с ЗПР 4-7 лет и включает 26 занятий с использованием коррекционно-развивающей программы «Погружение в сказку» Н.А. Погосовой и 18 сказкотерапевтических занятий «Сказки и игры с «особым» ребенком» Е.Л. Набойкиной.

Раздел 3. Диагностический содержит диагностический материал, предназначенный для проведения индивидуальных и подгрупповых диагностических процедур (наблюдение, беседа, тестирование и т.д.) в адаптационный период, выявление и определение трудностей в социально-личностном развитии и отслеживание динамики в развитии детей с ЗПР.

Участники. Педагог-психолог, дети дошкольного возраста с ЗПР, родители и педагоги.

Методы работы

  • Цветотерапия (повышает уровень коммуникативной сферы детей, их эмоциональную отзывчивость);
  • Светотерапия (обогащает сенсорный опыт);
  • Звукотерапия, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
  • Игротерапия (преодоление психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию);
  • Сказкотерапия (интеграция личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром);
  • Телесно-ориентированная терапия (создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности).

Выводы и результаты реализации проекта:

  1. в ДОУ подобрано пространство для интерактивной среды, размещено оборудование и открыта темная сенсорная комната;
  2. педагог-психолог прошел курсы повышения квалификации по программе «Технологии работы в полуфункциональной интерактивной среде с детьми, подростками и взрослыми» в ЧОУ «Центр диагностики, консультирования и игровой поддержки развития детей профессора Л.Б. Баряевой»;
  3. разработана авторская программа «Вдохновение»;
  4. психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнаты способствовали:
  • успешной адаптации и социализация детей в детском коллективе;
  • снижению детской тревожности, уменьшению числа мнимых и истинных страхов;
  • улучшению коммуникативных способностей, приобретению навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
  • формированию положительной самооценки у детей;
  • проявлению активности, инициативности и самостоятельности у пассивных детей;
  • активизации познавательных процессов;
  • гармонизации детско-взрослых отношений.

От степени сформированности указанных показателей, как известно, зависит успешность учебной, трудовой деятельности ребенка с ЗПР, а самое главное – успешность его социализации в обществе.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su