Table 'psysu.forum_1_c_users' doesn't exist Психологический клуб  ->  Истории успеха 2012
На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Кунгур-Грозный: история дружбы»

Автор: Бабина Юлия Николаевна

Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики.

Эта история началась в 2004 году. Я работала школьным психологом в общеобразовательной школе. Это был всего лишь третий год моей работы в должности психолога, и я на тот период была еще достаточно неопытным специалистом, но с искренним  желанием помочь всем, кто обращался ко мне за помощью или поддержкой.

В школе был «сборный» третий класс, который был создан на основе трех других классов, часть детей в него перешла вообще из другой школы, была новая учительница. Так получилось, что в классе собрались ещё и представители разных национальностей – были русские, татары, армяне, азербайджанцы. В середине сентября в этот классный коллектив была зачислена чеченская девочка Хеда. Её родители были беженцами из Чеченской республики, её братья поступили в шестой и во второй класс, ещё в семье был братишка – дошкольник. У братьев-школьников особенных проблем с адаптацией в новых коллективах не возникло, их приняли ребята, мальчишки сразу заняли активную позицию, не возникло и межнациональных конфликтов. Вообще Урал – это очень толерантная территория, где много веков мирно уживаются представители разных национальностей, ассимилируя свои культуры и традиции.  В третьем классе, где училась девочка Хеда, возникли серьезные проблемы, ещё не собранный коллектив (после слияния классов), сплотился против маленькой девочки – она была на год младше, чем ребята в классе и представляла ещё и другую национальность непривычную в наших краях, кроме этого - Хеда не могла давать отпор обидчикам. Девочку дразнили, обзывали, третьеклассники повторяли явно взрослые фразы о том, чтобы девочка отправлялась к себе в Чечню. Ребят скорее раздражала не национальность Хеды, а то, что она вела себе очень стеснительно, отказывалась выходить к доске, не отвечала на вопросы при всех ребятах, не рассказывала стихи, при обращении к ней вся сжималась и старалась казаться ещё меньше. Дети нашли жертву, которую начали травить. Девочка сама по себе была очень умненькая, несмотря на сложности с коллективом, училась очень хорошо, многие работы выполняла гораздо успешнее, чем её одноклассники.

Мне как психологу пришлось подключиться к работе с классом, так как это был вновь собранный коллектив. Родители чеченской девочки одни из первых пришли на консультацию к психологу и обозначили проблемы, что Хеда не может влиться в коллектив и переживает из-за отношения к ней ребят. Родители девочки были очень доброжелательны, положительно отзывались об учителе, но не могли понять позицию одноклассников. Некоторую сложность представляли и особенности национальной культуры и традиций в которых воспитывалась девочка: она явно не походила на девчонок, воспитывающихся в наших традициях – активных, бойких, даже скромные девочки в нашей культуре умеют обозначать свои переживания, не боятся диалога, Хеда же была единственной девочкой среди мальчиков в многодетной чеченской семье. С родителями была достигнута договоренность, что Хеда будет приходить на индивидуальные занятия к психологу, а также в классном коллективе во время групповых занятий я как психолог буду активно включать её в деятельность и давать поддержку.

Удивительно, что за пять месяцев работы девочка не пропустила ни одного занятия. Она приходила за полчаса до начала, ждала в коридорчике, проходила, тихонечко доставала свой альбомчик, скромно улыбалась и…МОЛЧАЛА!!! Все предложенные мной задания выполняла старательно и аккуратно и … МОЛЧАЛА! Она боялась поднимать глазки и смотреть даже на меня. Я переживала и считала, что с чем то не справляюсь, у меня не получается наладить контакт с маленькой девочкой. Единственное, что меня поддерживало - то, что после занятия Хеда каждый раз меня провожала почти до самого дома (её занятие в моем графике было последним и раз в неделю мы вместе возвращались домой), она скромно шла рядом и, в лучшем случае, односложно отвечала на вопросы или смущенно улыбалась! Так продолжалось месяца два, потом девочка потихонечку начала вступать в контакт (я помню наш «первый» диалог о её младшем братишке), в её рисунках появилось больше деталей, она начала радоваться своим достижениям. Она вспоминала своих одноклассников в Грозном, свою учительницу и было видно, что она очень скучает по родине.

Все это время параллельно шла работа и с классом: поддержка Хеды там была только одной из задач. С третьеклассниками мы учились вставать в круг, подавать руки, оказывать поддержку друг другу. Большой интерес у ребят вызвало упражнение «Приветствие разных народов мира»: так как класс был многонациональным, группа вспомнила много слов и все здоровались разными способами – и это всем понравилось, только скромная Хеда никак не могла осмелиться произнести приветствие на своем родном языке, тогда ребята сами решили найти это слово дома и на следующем занятии поздороваться по-чеченски, но никому не удалось узнать и тогда девочка осмелилась, и произнесла чеченское приветствие, и получила первые аплодисменты от всего класса. Её это смутило, но щечки девочки горели и всеобщее внимание очень понравилось. Работа с классом велась долго и  целенаправленно: так как класс был сам по себе очень конфликтным, мы много работали над проблемой толерантности и уважения друг к другу. На уроках всем классом рисовали символы мира на кусочках ткани, а потом бабушка сшила нам «Покрывало мира», было условлено, как только в классе возникает проблема – ссора, драка, другой конфликт – мы укрываемся этим разноцветным покрывалом и решаем проблемы вместе, вообще сам ритуал снижал напряжение. Постепенно при поддержке педагогов (учителя и психолога) Хеда включалась в общий ритм работы класса. Её первый выход к доске и очень успешное прочтение стихотворения сопровождалось одобрительными репликами одноклассников; девочка перестала раздражать детей, они приняли её в свой коллектив, но сама по себе она оставалась очень стеснительной и тревожной, хотя все чаще стала улыбаться уже не смущенной, а непосредственной детской улыбкой.

Так случилось, что эта семья очень резко уехала из нашего края, собравшись буквально за один день. Хеда на прощание пришла ко мне в кабинет очень взволнованная, сказала, что уезжает домой: с одной стороны она очень радовалась, что возвращается на родину, а с другой – в её глазах читалась такая грусть, она говорила, что ей очень жалко расставаться с ребятами здесь. Я пожелала девочке удачи, успеха, поблагодарила её за совместную работу, подарила какой-то подарочек, который нашелся в кабинете…

На этом история могла бы и закончиться. Но в октябре 2011 года в социальной сети ВКонтакте я получила удивительное сообщение: «Здравствуйте Юлия Николаевна! Помните ли вы меня? Я Хеда, с которой вы когда-то занимались. Я до сих пор храню тетрадку, в которой мы рисовали». Я, конечно же, вспомнила маленькую смущенную чеченскую девочку. Меня до глубины души потряс факт, что девочка увезла в Чечню и до сих пор хранит тетрадку с нашими работами - значит все, что происходило, было не зря и до сих пор имеет для неё смыслы и, наверное, оказывает поддержку. В ходе нашего общения Хеда написала, что очень успешно учится в президентском лицее Грозного в 10 классе, но остается всё той же скромной Хедой, которая стесняется отвечать у доски. Мы подружились в социальных сетях с девушкой Хедой, при каждом нашем диалоге она говорит слова благодарности за ту работу, которую мы делали с ней вместе, она делится своими успехами, мечтает вновь приехать в Кунгур. Посмотрев её страницу ВКонтакте, я увидела, что очень много её кунгурских одноклассников у неё в друзьях - значит, общаются, следят за новостями друг друга. И это чудесно!

Почему я рассказала эту историю и считаю её историей моего успеха? Да потому, что в работе психолога очень редко бывает обратная связь, клиенты, пройдя свой путь, очень часто пытаются вытеснить травмирующую ситуацию, которую проживали с психологом. Здесь же мне ценно, что положительная обратная связь пришла через несколько лет, что маленькая девочка, выросшая уже в девушку, до сих пор помнит и благодарит за работу. Теперь уже она оказывает мне поддержку как профессионалу и как человеку.

Такие истории я считаю «жемчужинами» своей работы и бережно храню, именно они помогают мне держаться в профессии и быть успешным специалистом.

Бабина Юлия Николаевна - педагог-психолог Центра диагностики и консультирования города Кунгура, отдел Муниципальная служба примирения.Образование высшее – Пермский государственный педагогический университет, спецфак «Психология» - 2001 годРаботала школьным психологом в разных школах Кунгура, преподавала Управленческую психологию в Кунгурском лесотехническом техникуме, в течение 4 лет в летний период работала психологом в СПС ВДЦ «Орленок». Сфера профессиональных интересов – арт-терапевтические методы в работе психолога, массовые виды работ с подростками – БПИ, слеты, дискуссионные клубы и другие. Призер краевого конкурса «Психолог года – 2006» (Пермский край). Победитель национального конкурса «Золотая Психея – 2010» в номинации «Лучший проект в психологической практике». 

За эту историю проголосовало: 74 человека
Максимов Александр Владимирович, Машанова Наталья Геннадьевна, Акатьева Наталья Николаевна, Бабина Юлия Николаевна, Петров Виталий Юрьевич, Кочергина Анастасия Ильясовна, Татьяна , Шамаева Оксана , Логинова Елена Владимировна, Тенежьян Ашот Калукович, Породина Екатерина Александровна, Зотов Сергей Владимирович, Липяковская Екатерина Алексеевна, Стрельникова Анастасия Аркадьевна, Даминова Диана Шамильевна, Вотинова Елена Сергеевна, Фролова Нина Алексеевна, Марышева Светлана Леонидовна, Лопатина Наталья Давыдовна, Куманькова Светлана Олеговна, Коцюбинская Ирина Алексеевна, Молодыко Фаина Соломоновна, Липенских Наталья Владимировна, Шестакова Яна Алексеевна, Смирнова Людмила , Солохова Ирина Аленксандровна, Останин Александр Николаевич, Пилипенко Валентина Васильевна, Иванова Алена , Торсунова Ольга Васильевна, Величко Марина Анатольевна, Александрова Елена Михайловна, Скачкова Вероника Викторовна, Шихова Наталья Григорьевна, Разепина Светлана , Мкртчян Наринэ Степановна, Хмелева Елена Анатольевна, Перминова Анна Андреевна, Сайфина Алия Асхадовна, Ачох Злата Юрьевна, Молодыко Александра Владимировна, Новикова Ольга Николаевна, Субботина Елизавета Геннадьевна, Файб Ольга Владимировна, Инев Николай Львович, Закирзянова Зоя Даниловна, Никитина Евгения Сергеевна, Горнак Анна Александровна, Супругов Владимир Николаевич, Жихарева Алена Александровна, Пимонова Наталия Ивановна, Трясцина Оксана Борисовна, Насардинова Елена Александровна, Лопатина Оксана Александровна, Зверева Анна , Цепилова Татьяна Николаевна, Муталиева Хеда Умаровна, Сарапулова Нина Аркадьевна, Доронина Татьяна Анатольевна, Драчева Мария Владимировна, Сакирко Екатерина Владимировна, Каримова Наталья Сергеевна, Леонова Елена , Кузнецова Ольга Владимировна, Чулошникова Анастасия Денисовна, Котлярова Наталья Анатольевна, Солоницина Елена , Бабина Светлана Евгеньевна, Галкина Евгения Владимировна, Романова Татьяна Александровна, Накарякова Наталья Александровна, Кемкина Кристина Владимировна, Величко Дарья Александровна


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.