На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:
Сегодня родились:
Москва
Омск
Мариуполь
Волгоград
Санкт-Петербург
Нижний Новгород
Санкт- Петербург
Омск
Тамбов
Сочи
Пятигорск
Москва
Москва
Витебск
Москва
Санкт-Петербург
Астана
Екатеринбург
Саратов
Москва
Москва
Воронеж, Россия
Москва, Россия
Лельчицы, Беларусь
Ядрин
Bishkek
Челябинск
Екатеринбург
Москва
Москва
Москва
Иркутск, Россия
Тула
Поздравляем!

Борисенко Наталья Анатольевна

кандидат филологических наук
Москва
Комментарии: 0
Сообщения: 0
Темы: 0

Учебное заведение: Полтавский государственный педагогический институт
Место работы: Психологический институт РАО
Должность: ведущий научный сотрудник группы психологических основ разработки школьных учебников
Достижения:
Окончила Полтавский государственный педагогический институт по специальности «русский язык и литература» (диплом с отличием, 1978), аспирантуру Института языкознания им. А.А. Потебни Академии наук Украины(г. Киев), спец. – 10.02.01 «русский язык» (1990).
Кандидат филологических наук (1990).
Сотрудник Психологического института Российской академии образования с 2001 г. (группа психологических проблем построения школьных учебников).
Специалист в области педагогической психологии.
Член авторского коллектива УМК «Русский язык. 5–9 классы» под науч. руков. акад. РАО Г.Г. Граник.
Область научных интересов:
учебниковедение (теория и практика создания учебников нового типа по русскому языку);
психолого-педагогические проблемы современного филологического образования;
воссоздающее воображение и его роль в обучении русскому языку и литературе;
чтение и грамотность, воспитание читателя-школьника;
русский язык и культура речи.
Членство в обществах:
член Московского психологического общества,
эксперт Русской ассоциации чтения,
член Союза журналистов Москвы.
Награды:
Премия Правительства Российской Федерации в области образования за создание УМК «Русская филология» (2008).
Благодарность РАО за многолетнюю высококвалифицированную деятельность в области психологии и в связи со 100-летием ФГНУ ПИ РАО(2012).
Н.А. Борисенко – автор более 100 научно-популярных статей, опубликованных в научно-методических и педагогических изданиях («Русский язык», «Литература», «Библиотека в школе» ИД «Первое сентября», «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Русский язык в школе и дома», «Народное образование», «Литературная газета» и др.).
Выступает с лекциями для учителей, методистов, руководителей образования. Ведет вебинары по актуальным проблемам образования. Активно сотрудничает со средствами массовой информации, в частности на радио («Культура», «Народное радио», «Радио свобода» («Классный час с Тамарой Ляленковой» и др.).

Основные публикации:
Наталья Анатольевна имеет свыше 150 публикаций. Среди них:
Учебники для средней школы:
Русский язык. 5, 6, 7, 8, 9 кл.: В 3 ч.: учебники для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2013 (совм. с Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирской) – 9 учебников.
Русский язык. 5, 6, 7кл.: учебники для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: ОЛМА-Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2008 (совм. с Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирской) – 6 учебников.
Русский язык. 6, 7, 8 кл.:экспериментальные учебники для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мой учебник, 2002-05 (совм. с Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирской) – 6 учебников.
Программы и методические пособия:
Русский язык: Рабочие программы. Предметная линия учебников под общей редакцией Г.Г. Граник. 5–9 кл. – М.: Мнемозина, 2013 (совм. с Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирской).
Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5–9 кл. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 (совм. с Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирской).
Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации к учебнику Г.Г. Граник и др. «Русский язык. 5 класс»: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2014.
Русский язык. 5 класс. Тематические и поурочные разработки. В 2 ч. К учебнику Г.Г. Граник и др. «Русский язык. 5 кл.». – М.: ОЛМА-Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
Редакторская деятельность:
Психология и литература в диалоге о человеке: коллективная монография / Под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. М., 2015//
Прошло сто лет... Дневник уроков русского языка VII класса. 1915/1916 г. // Литература. 2015. № 11. С. 48–60 (совм. с Н.Л. Карповой).
Статьи:
Проблема обогащения культурного фонда учащихся в концепции учебников нового типа // Русский язык в школе. № 9. С. 3-7.
Функциональная нагрузка текстовых заданий в учебниках русского языка // Русская словесность. 2015. № 6. С. 43–48.
Ценный, малоценный, сверхценный, или С какими текстами учебников мы работаем на уроках? К вопросу о типологии текстовых заданий// Человек читающий: Homo Legens–7. – М.: Русская ассоциация чтения; Канон, 2015. С. 183-194.
Типология учебных текстов на основе категории ценности (психолого-дидактический аспект) // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 т.: Т. 2 / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. – М.: Когито-Центр, 2015. С. 244-246.
Феномен чтения/нечтения романа «Война и мир» (на материале анализа комментариев в социальных сетях) // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 11–12. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения / Под ред. В.А. Лекторского, Ю.П. Мелентьевой. – М.: Канон+, 2015. С. 102-114.
Психологические причины «любви/ненависти» молодежи к чтению классики //Психология и литература в диалоге о человеке: коллективная монография / Под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. URL: http://www.pirao.ru/upload/iblock/30e/psi_i_lit_v_dialoge_o_chel.pdf.
Успех, успешный, успешность... Что стоит за модными словами? // Русский язык. 2015. № 2. С. 58-61; № 3.С. 52-56.
Досуговое чтение учителя-словесника как проблема: мифы, требования, реальность // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 9–10. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения / Под ред. В.А. Лекторского, Ю.П. Мелентьевой, Т.С. Маркаровой. – М.: «Канон+», 2014. С. 5–13.
Приобщение к досуговому чтению – функция учебника русского языка нового типа // Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / Отв. ред. Н.Л. Карпова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. С. 149-156.
Чтение профессионального и непрофессионального сообщества: есть ли точки соприкосновения? // Человек читающий: Homolegens–6. – М.: Русская ассоциация чтения, 2013. С. 117-129.
Проблемы чтения и понимания в исследованиях лаборатории Психологического института РАО // Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева № 11: Чтение и познание: Материалы 16-й научн.-практ. конф. по психологии, философии и педагогике чтения. 1–3 февраля 2012 года. С.18-22 (совм. с Г.Г. Граник).
Учебник по русскому языку как средство приобщения школьников к досуговому чтению // Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики: коллективная монография. – М., МГПИ, 2012.
Чтение учебника как психолого-дидактическая проблема // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 4–6. По материалам постоянного семинара по проблемам чтения / Под ред. В.А. Лекторского, Ю.П. Мелентьевой. – М.: «Канон+», 2012. С. 160–164.
Психолого-дидактические основания введения электронных ссылок в учебники нового типа по русской филологии // Мир психологии. 2012. № 3. С. 222–230.
Вторая международная конференция по проблемам чтения и грамотности // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 155–159.
«Человек играющий» в литературе // Литература. 2012. № 4.С. 44–49.
Особенности построения учебников нового типа, позволяющих реализовать функцию общения // Русский язык в школе. 2011. № 4–5 (совм. с Г.Г. Граник).
Интернет-ресурсы в учебниках по русскому языку нового типа курса «Русская филология» // Русский язык. 2011. № 16. С. 13-18.
Чем можно удивить детей в эпоху безэмоционального обучения? // Русская словесность в школах Украины. 2011. № 5. С. 2-8.
Психолого-дидактические и лингвистические основы курса «Русская филология» // Материалы III Международной конференции «Русский язык. Литература. Культура» (МГУ, 22–29 ноября 2010 г.). М., 2011.
Обсуждение проблем обучения по учебникам нового типа // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 164–166.
Воссоздающее воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам // Психологическая наука и образование: 2009. № 1. http://psyedu.ru/journal/2009/1/Granik_Borisenko.phtml.
Понимание текста на уроках русского языка и литературы // Русский язык. 2007. № 23. (совм. с Г.Г. Граник).
Развитие воссоздающего воображения в учебниках нового типа по русской филологии // Психолого-дидактические основы создания учебников нового типа по русской филологии / Под науч. ред. Г.Г. Граник. Москва-Обнинск, 2007. С. 144-163 (совм. с Г.Г. Граник).
Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2006. № 6. С. 3-10 (совм. с Г.Г. Граник).
Литература и театр глазами психологов // Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек. – М.: Школьная библиотека, 2005. С. 54-61.
Преемственность курса русского языка от начального звена к среднему // Русский язык. 2003. № 23.
Школьный курс русского языка: новый учебник // Народное образование. 2001. № 2. С. 85-90.
В начальную школу приходит новый тип учебника по русскому языку // Русская филология – разработка содержания и методов обучения / Сост. Г.Г. Граник, Ю.Ю. Балашова. – М., 2001. С. 39-49.

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Участие в конкурсе «Золотая Психея»

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!