Номинация: Проект года в психологическом образовании

Отзыв Ю.В. Карпова на проект «Личность в психоанализе. психодинамические (психоаналитические) теории личности: учебное пособие»:

Работ по психоанализу на сегодняшний день достаточно много, также существует обширная литература по проблеме личности в психоанализе. Издаются и продолжают издаваться работы основоположника этого направления З.Фрейда, неофрейдистов (К.Г.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Г.Салливан, Э.Фромм, А.Фрейд и др.). На русском языке изданы учебники по психологии  К.Холла и Г.Линдсея, С.Мадди, Л.Первина и О.Джона, Л.Хьелла и  Д.Зиглера и др.
 
При этом многообразии авторов и большом объеме изданной литературы  по данному направлению, изучающих  эту проблему, трудно освоить несколько десятков томов по психоанализу. Часть этих работ опубликована на иностранных языках. В одних учебниках есть такие сведения, которые отсутствуют в других, и т.д. Отдельные сведения о личности в психоанализе представлены в  различных  изданиях.

Автор учебного пособия поставил перед собой задачу обобщить     основные положения об одной из  важнейших  гранд-теорий и парадигме современной теории личности, а также  выполнить анализ современного, в том числе экспериментального обоснования психоанализа. В работе представлены позиции и взгляды малоизвестных психоаналитиков. Рассмотреть же работы всех представителей психоанализа в одном учебном пособии не представляется возможным.

Ключевыми для психоаналитической теории личности являются представленные в учебном пособии две понятийные структурные схемы. Первая  связана с уровнями сознания: бессознательное, предсознательное и сознательное. Вторая имеет  отношение к различным аспектам функционирования человека, выраженным в понятиях Оно, или ид (Id), или Эго (Ego), и Сверх-Я, или супер-эго (Super-Ego) и направляемым,  соответственно влечениями, ориентацией на реальность и ориентацией на моральные ценности. Многие психоаналитики считают, что на человека могут воздействовать стимулы, которые им не осознаются.

В теории психоанализа человек рассматривается как энергетическая система, а источник энергии помещается в инстинктах жизни и смерти или в сексуальных и агрессивных инстинктах.

Центральными для описания динамики психологического функционирования являются понятия тревоги и защитных механизмов. Тревога является болезненным переживанием, которое действует как сигнал-предупреждение о надвигающейся опасности. Защитные механизмы представляют собой способы искажения реальности и удаления чувств из сознания, чтобы человек не ощущал тревогу. Здесь очень важно вытеснение, при котором чувства или мысли удаляются из сознания.

Согласно психоаналитической теории, человек проходит через определенные стадии развития. Развитие влечений связано с изменением чувствительности различных частей тела (эрогенных зон) и выражается в понятиях оральной, анальной и фаллической стадий. На последней стадии формируется эдипов комплекс, являющийся важным психологическим феноменом в развитии человека.

Психоанализ подчеркивает важную роль раннего опыта, особенно в первые пять лет жизни, для последующего развития личности. Степень влияния событий, происходивших в прошлом, зависит от их интенсивности, а также от того, закрепляют ли последующие события то, что уже сформировалось к этому времени, или резко меняют направление развития личности.

Автор пособия отмечает, что каждая из  представленных теорий личности претендует на оригинальность и если одни авторы критикуют других, то все равно они  остаются в рамках психодинамических (психоаналитических) теорий личности,  при этом дополняя и расширяя сферы применения психоанализа на практике. По  мнению автора  в практическом применении действует принцип перебора теоретических подходов (принцип мозаики), для решения психосоматических проблем личности.    В учебном пособии отмечено, что в основе взаимодействия психотерапевт-клиент первичен именно клиент, а метод (методы) вторичны. В основе такого взаимодействия главный субъект – это личность и для этой личности идет подбор необходимых теоретических концепций с широким спектром терапевтического применения.

Весьма удачно сделана попытка изложения проблемы таким образом, чтобы побудить читателя к размышлению, к прагматическому подходу при рассмотрении различных точек зрения и  самостоятельному  поиску эмпирической истины, т.к. рассмотренный в работе материал  носит учебно-методический  характер.

Материалы учебного пособия Юрова И.А.  могут быть  полезны   студентам, аспирантам, психологам, педагогам, социологам, специалистам в области физической культуры и спорта.

Доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры СГУТиКД В.Ю. Карпов.



Закрыть