Номинация: Проект года в психологической практике

Отзыв В.Ю.Карпова на проект «Печатное издание «Психограмма спортсменов-пловцов»:

В спорте предъявляются высокие требования к физической, теоретической, технической, тактической, функциональной, моральной, материальной и психологической подготовке спортсменов. Психологическая составляющая  имеет сквозной характер и помимо собственно психологической входит во все виды подготовки спортсменов. В спортивной психологии весьма актуальной является проблема составления психограммы или портрета идеального спортсмена. Это отмечают как зарубежные (Ф.Буйтендийк, Э.Герон, Э.Дитце, С.Димитрова, В.Дойль, Д. Илюта, Г.Кирогэсснер, С.Клиссинг, И. Ковачев, С.Мюллер, И.Юнкер и др.), так и отечественные специалисты (В.А.Гавриленко, Г.М.Гагаева, Л.Д.Гиссен, Ю.Я.Киселев, Ф.В. Кондратьев, В.Л.Марищук, А.Ц.Пуни, А.В.Родионов, П.А.Рудик, Н.А.Худадов и др.).

Предмет спортивной  деятельности действующий спортсмен, который является не только субъектом деятельности, но и ее объектом (для других и для самого себя).

Однако, по мнению автора, в практической плоскости эта проблема решается описанием особенностей большого количества спортсменов разной специализации,  возраста, квалификации без учета спортивной и гендерной дифференциации, или описанием отдельных характеристик спортсменов высокой квалификации.

Автор же вполне справедливо считает, что  проблему психограммы спортсменов целесообразно осуществлять на представителях одного (конкретного) вида спорта в наиболее оптимальном возрасте для достижения высокого результата с учетом спортивной и гендерной дифференциации.
Мнение автора исходит из теоретико – методологического подхода, представленного Б.Г.Ананьевым, В.А.Ганзеном, Л.А.Головей,А.А.Крыловым, Б.Ф.Ломовым, Е.В.Шороховой, которые предложили  комплексное изучение  человека с одновременным измерением значительного числа разноуровневых характеристик. Важной теоретической позицией стало положение о структурно-генетическом единстве характеристик человека как предмета психологического и в особенности дифференциально-психологического познания. Общий смысл этого положения состоит в преодолении разобщенности структурных и генетических характеристик индивидуальности,  в возможности рассматривать структуры индивидуально-типических особенностей человека одновременно как результат и потенциал его развития.

Первая часть действия комплексного метода – это организация измерений  каждого испытуемого  по многим разнородным и разноуровневым параметрам, относящихся к свойствам индивида, субъекта деятельности и личности. Это комплексность по свойствам. Вторая часть реализации комплексного подхода состоит в том, что отмеченные выше разноуровневые свойства измеряются в условиях разнородных функциональных состояний (комплексность по состояниям). Эта разнородность сводится к состояниям двоякого рода: а) эмоционального напряжения; б) относительного психологического покоя (фона) (Б.Г.Ананьев, И.М.Палей). Измерения в условиях фона и  психофизиологического напряжения позволяют определить «цену психофизиологического напряжения» в деятельности.

В монографии представлено описание индивидных, субъектных и  личностных характеристик спортсменов-пловцов. Плавание – второй после легкой атлетики олимпийский вид спорта по медалеемкости, по плаванию проводятся Чемпионаты Мира, Европы. К сожалению, только 5% выпускников детских юношеских спортивных школ выполняют норматив мастера спорта. А подготовка мастера спорта международного класса требует больших материальных, психологических, технических, моральных затрат. Все это требует комплексного решения проблемы подготовки пловцов высокого класса, в том числе и через психологическое сопровождение пловцов в спортивной деятельности, включая мониторинг, формирование, коррекцию и компенсацию значимых свойств спортсмена.

Поскольку далеко не каждый желающий может стать выдающимся спортсменом, необходим спортивный отбор и спортивная ориентация в спорте. Для того  чтобы спортивная ориентация носила научный характер, целесообразно на основе педагогического опыта и эмпирических исследований составить комплексный анализ требований спорта, рассмотреть условия спортивной деятельности, а также составить типичные и индивидуальные характеристики спортсмена для оценки спортивной пригодности, наличия необходимых качеств, возможностей и способностей, а также для формирования, коррекции и компенсации  этих необходимых качеств и особенностей спортсменов в конкретных видах спорта.

Спортивная наука делает попытки описания  внешних и модельных  характеристик спортсменов по видам спорта, но эти попытки  носят разнонаправленный характер. Одни специалисты составляют психограммы видов спорта, другие – представляют психоспортограммы, третьи – спортпсихограммы,  в которых   синкретически смешивают описание вида спорта и психологические характеристики спортсменов, четвертые  – создают  психологический портрет «идеального» спортсмена.

Автор монографии исходит из того, что спортограмма – это научно обоснованные, конкретные условия, цель, нормы, задачи, требования  к особенностям структуры и содержания спортивной деятельности в конкретном виде спорта и к различным качествам спортсменов для успешной реализации в избранном виде спорта,  психограмма  же – это описание спортивной деятельности человека и его психологических качеств, адекватных или неадекватных успешной деятельности, его возможностей и способностей для самореализации и достижения высоких показателей в избранном виде спорта.

В одном виде деятельности человек  может  и не достичь успеха, в другом  добивается  его с наименьшими  психофизиологическими, моральными и материальными затратами.

Предложенная схема составления психограммы спортсменов-пловцов может быть использована и   спортсменами   других видов спорта.

Автором сделана весьма удачная попытка изложения  проблемы таким образом, чтобы побудить читателя к размышлению, к прагматическому подходу при рассмотрении различных точек зрения и  самостоятельному  поиску эмпирической истины, т.к. рассмотренный в работе материал  носит методический  характер.

Материалы монографии Юрова И.А.  могут быть использованы психологами, тренерами, спортсменами, специалистами в области физической культуры и спорта.

Доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры СГУТиКД  В.Ю. Карпов.



Закрыть