Номинация: Проект года в психологической практике

Бальзам для душевных ран

Когда наш организм поражен болезнью, когда случаются телесные травмы и раны, мы идем к врачу и начинаем лечиться. Но как быть, если травмировано не тело, а душа? Что делать человеку, который мучительно переживает какую-то жизненную трагедию, серьезное потрясение? И как помочь ему справиться с душевной раной? На вопросы «Лечебных писем» отвечает медицинский психолог, автор серии книг по методампсихологической реабилитациии др., автор-составитель книги «Бальзам для душевных ран» И. Б. ОРЕШНИКОВА.

– Ирина Борисовна,в трудных жизненных ситуациях мы часто оказываемся беспомощными. Но чем тут может помочь психолог? Он же не будет решать за нас наши проблемы?

– Конечно, не будет. Люди все разные, условия жизни и окружение у них тоже различны. Однако есть некоторые общие подходы, способные помочь в тяжелый момент. Это, прежде всего, мобилизация собственных внутренних резервов – интуиции, здравого смысла и чувства юмора. Способствует здоровью души и здоровый образ жизни. Далее, существует такое направление, как позитивная психотерапия. Среди ее приемов – использование назидательных историй и притч, изложенных в определенной последовательности и с нужными акцентами, чтобы пробудить сознание человека, сделать его способным выйти из кризиса. К тому же эти истории помогают нам находить правильный выход во многих чисто житейских ситуациях.

– Что это такое – позитивная психотерапия? Мыслите позитивно, и все будет хорошо?

– Нет, термин «позитивная» образован не от слова «позитивум» – положительный, а от другого латинского слова – «позитум», то есть то, что реально существует, имеет место.Задача позитивной психотерапии – помочь клиенту проработать и положительные, и отрицательные аспекты его проблемы, расширить свой взгляд на мир, чтобы понять, почему эта проблема возникла в его жизни и как от нее избавиться.

Основы этого направления заложил в 1979 г. в Германии профессор Носсрат Пезешкиан своей книгой «Купец и попугай. Восточные истории и притчи в психотерапии». Тогда многие психотерапевты просто не верили, что такие истории могут помочь пациенту. Но за 30 лет работы стало ясно: это мощный и эффективный инструмент для психотерапии и самопомощи. Подходящая притча в нужный момент действует, как лекарство. Это маленький психотерапевт, который всегда с вами.

– В каких ситуациях помогают эти притчи?

– В самых разнообразных. Например, при излечении душевных ран, полученных в ходе контактов с другими людьми. Неудачи в любовных делах илив деловых отношенияхчасто наносят людям серьезные психологические травмы. От этого у них формируются заниженная самооценка, страх перед новыми отношениями. Конечно, неудачи – это реальность. Но столь же реально существует в каждом из нас и способность находить новые, лучшие решения, альтернативные возможности. Важно переосмыслить ситуацию, увидеть ее в ином свете. А для этого надо осознать сильные стороны своей личности и изменить отношение к возникшей проблеме. Притчи как раз и помогают человеку увидеть себя и свою проблему под другим углом, предлагают новые модели мышления и поведения.К тому же они – прекрасный метод самопомощи, чтобы нам и в будущем избегать подобных ошибок.

– Почему основатель метода собирал именно восточные истории?

– Носсрат Пезешкиан обратил внимание, что восточные притчи, сказки, мифы, басни содержат примеры как межличностных отношений, так и душевных конфликтов, облегчают слушателю понимание скрытых причин и следствий этих отношений и конфликтов. Многие из восточных историй дают прекрасные примеры переосмысления. Прямолинейная логика вместо помощи в преодолении трудностей часто еще больше запутывает проблему. А восточные истории подсказывают подчас неожиданные, ошеломляющие, но тем не менее вполне реальные, «позитивные» решения. Они апеллируют скорее к интуиции и фантазии читателя, чем к рациональному мышлению.

– О чем повествуют притчи Пезешкиана?

– Свои восточные историиНоссратПезешкиан заимствовал из евангельских притч, хадисов – рассказов о пророке Мухаммаде, индийских и арабских сказок, басен Эзопа, мусульманских, христианских и бахайских назидательных историй и т. д. Многие из них он перерабатывал для усиления психотерапевтического воздействия. В свои книги Пезешкиан включал также наиболее интересные примеры решения проблем своих пациентов. Например, женщине, жаловавшейся на монотонность и однообразие семейной жизни, профессор предложил подумать о сходстве между супружеской жизнью и красивым комнатным цветком. Уход за любимым растением требует больших усилий, но и доставляет огромную радость, а если не ухаживать, цветок засохнет. Так же и супружеская жизнь. Основываясь на этом сравнении, женщина полностью изменила свое поведение, и ее семейная жизнь буквально преобразилась.

– Это направление в психотерапии еще существует?

– Конечно! После кончины Носсрата Пезешкиана его дело продолжает сын, Хамид Пезешкиан, президент Всемирной ассоциации позитивной психотерапии, оказавший мне большую поддержку в издании книги «Бальзам для душевных ран». Кроме историй его отца, туда вошли еще короткие притчи Энтони де Мелло, адресованные всем людям без различия вероисповедания, и целый ряд других историй и притч на все случаи жизни.Назидательные истории и притчи веками применялись с психотерапевтической целью и одновременно – для оказания помощи в различных житейских ситуациях. Один из самых ярких примеров – сборник арабских сказок«Тысяча и одна ночь».

– Одними сказками человеку не поможешь…

– На наше душевное состояние влияет много факторов. Посещение храма, молитва, медитация всегда помогали поддерживать душевное равновесие, хотя это было не целью, а, скорее, побочным результатом духовной жизни. Однако в последние десятилетия воздействием духовных феноменов на человеческий организм и психику заинтересовались ученые. Так, выяснилось, что и сам православный храм, и церковная служба, помимо воздействия на религиозные чувства верующих, несут в себе такой мощный заряд красоты, любви, радости и духовной энергии, что улучшают состояние людей, даже далеких от веры. Написано множество книг о влиянии на человека храмовой архитектуры, иконописи, колокольного звона, запаха ладана, церковного пения и т.д. К тому же не стоит забывать, что для многих людей случайное посещение храма становится первым толчком к вере. Но сильнее всего действует на человека молитва.

– Откуда это известно?

– Согласно современным исследованиям, наш мозг использует четыре основных ритма работы, которые видны на электроэнцефалограмме: при бодрствовании – бета-волны (с частотой от 14 до 100 Герц), в состоянии покоя – альфа-волны (от 8 до 14 Гц), тета-волны (от 4 до 8 Гц) на границе сна и бодрствования и дельта-волны (с частотой менее 4 Гц). Дельта-ритм соответствует сну. В восточных медитативных практиках люди учатся управлять этими ритмами и переходить от более высоких частот к самым низким. После правильно проведенной под руководством специалиста медитации у человека улучшается работа мозга, повышаются творческие способности и т. д. Однако в странах, где основные религии – христианство и ислам, медитация распространена мало, там практикуется молитва.

– Что же нового узнали ученые о молитве?

– Давно уже известно, что после молитвы улучшается душевное состояние человека и даже порой исчезают симптомы тяжелых заболеваний. Профессор психоневрологического института им. Бехтерева В.Б.Слезин был первым, кто исследовалцелительные свойства молитвы с помощью научных методов. Результаты ошеломили специалистов. Оказалось, что в молитвенном состоянии у человека, пребывающего в ясном сознании, полностью отключается кора головного мозга. Остается дельта-ритм с частотой около 3 Герц, свойственный младенцам до 3-4 месяцев. То есть эти люди становились буквально как младенцы, апомолившись, возвращались к обычномуритму при бодрствовании. Эффект не зависел от того, какую молитву читал человек: православную, католическую или мусульманскую. В.Б. Слезин назвал этот феномен «четвертым состоянием человека».

– А три других какие?

– Прежде наука знала три состояния сознания человека: бодрствование, медленный сон и быстрый сон, отличающиеся характером мозговыхимпульсов. А теперь выяснилось, что есть еще четвертое состояние, когда мозг фактически выключается при полном сознании. Это состояние полного доверия и защищенности рядом с мамой, которое испытывает новорожденный. Обычно мозг выключается только в время медленного сна (без сновидений). Но, по-видимому, четвертое состояние мозга, то есть полное отключение его коры при полном сознании, необходимо нам и при бодрствовании. Посмотрите, для кого характерно умиротворенное состояние души. Для подвижников, молитвенников, монахов-старцев!

– Отсюда, наверное, и целительные свойства молитвы?

–Во время молитвы человек отходит от земных забот, пpизнает их незначительность в сpавнении с Богом, с которым стремится вступить в общение. Напpимеp, онкологический больной, молясь, теряет стpах смеpти. От этого усиливается иммунитет, pастет сопpотивляемость болезни и пpодлевается жизнь, иногда до самоизлечения. Исчезновение же быстрых ритмов мозговой активности свидетельствует о глубине молитвенного погpужения, то есть о вере этого человека, если его молитва будет искренней, от сердца.Кстати, врачам известно, что верующий неоперабельный онкологический больной живет в среднем на 5-6 лет дольше, чем неверующий.

– В какой мере здоровый образ жизни влияет на душевные проблемы?

– Нездоровые люди не могут поддерживать теплые, доверительные семейные отношения, быть активными, позитивными, терпимыми, внимательными. А 50% нашего здоровья – это здоровый образ жизни: движение, вода, компенсация убыли солей, правильное питание. Есть и другие методы регуляции душевного состояния человека, о которых мы не сказали: пение, дыхательные упражнения, аутотренинг, прощение обидчиков и покаяние перед обиженными и т. д. Это тоже компоненты «бальзама для душевных ран». А главное, чтобы после этого бальзама хотелось действовать и менять свою жизнь к лучшему!

Беседовал Александр ГЕРЦ

Интервью газете «Лечебные письма» № 19 (234) октябрь  2011 



Закрыть