Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Психология личности: структура и функция» (монография)


Традиционно в отечественной психологии под структурой личности понимается четырехкомпонентная модель, включающая в себя направленность, темперамент, характер, способности (С.Л.Рубинштейн, А.Г.Ковалев, А.В.Петровский, П.А.Рудик, и др.). К.К.Платонов в предложенной концепции динамической функциональной структуры личности выделил четыре подструктуры: 1) социально обусловленная подструктура; 2) опыт; 3) индивидуальные особенности различных психических процессов; 4) биологически обусловленная подструктура.

В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых психические свойства личности (личностные свойства) исследуются в разных аспектах. Одни психологии рассматривают личность в связи с анализом ее деятельности (А.Н.Леонтьев), другие – с анализом психологических отношений личности (В.Н.Мясищев), третьи – установок (Д.Н.Узнадзе); четвертые – социальных позиций личности (Л.И.Божович); пятые – с анализом общения (Б.Ф.Ломов). По мнению К.К.Платонова, личность – это человек как носитель сознания.

Между тем в последнее время в современной психологии происходит интеграция, конвергенция различных парадигм теорий личности. При доступности зарубежных теорий личности, отечественная четырехкомпонентная теория личности не учитывает зарубежных наработок. В данной монографии представлена трехкомпонентная теория личности, где главными (ведущими) компонентами (блоками) являются Целеполагание, Черты Личности, Компетентность личности.

Первый блок. Целеполагание – сознательный, осознанный план жизни (смысл жизни по А. Маслоу, В.Франклу, К.Роджерсу, жизненный план по Э.Эриксону, сценарий жизни по Э.Берну, генеральные, стержневые цели жизни по Б.Г.Ананьеву, жизненные цели личности по Б.Ф.Ломову, личностный смысл по А.Н.Леонтьеву).

На общепсихологическом уровне план и сценарий жизни включает в себя следующие компоненты:

  1. стратегический план и стратегический сценарий жизни (до 80-100 лет);
  2. перспективный план и перспективный сценарий жизни (20 лет);
  3. долгосрочный план и долгосрочный сценарий жизни (10-20 лет);
  4. среднесрочный план и среднесрочный сценарий жизни (5-10 лет);
  5. краткосрочный план и краткосрочный сценарий жизни (от 1 года до 5 лет);
  6. текущий план и текущий сценарий жизни (1 год);
  7. оперативный план и оперативный сценарий жизни (до 1 года).

На конкретно-психологическом уровне план и сценарий спортивной жизни осуществляется через уровень притязаний и уровень ожидания.

Цель не может быть достигнута и уровень притязаний не может быть реализован без мотивации (побуждения к деятельности). Выделяют внутреннеорганизованную и внешнеорганизованную мотивацию.

Динамика личности определяется и эмоциями, под которыми понимается психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного их связью с удовлетворениями потребностей человека. Выделяют стенические и астенические эмоции. Именно от них зависит активность деятельности человека.

К динамическим проявлениям человека относится и воля – сознательная саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодолении трудностей при достижении цели; созданные человеком дополнительные побуждения к внутренними или внешним действиям, обладающим недостаточной мотивацией.

Второй блок. Черты личности. Дж. Гилфорд предложил сжатую формулу: «личность индивида есть специфическое созвездие черт». Эти определения, по мнению Р.Мейли, отражают общепринятое мнение: описать личность можно только, указав ее характерные черты. Исходное количество черт личности больше, чем их входит в структуру характера.

Характер (от греч. charakter — отпечаток; черта, признак, особенность) – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Характер тесно связан с темпераментом – свойством человека, проявляющимся в особенностях динамических характеристик психической деятельности. Темперамент выступает как условие образования индивидуальных свойств характера. Темперамент биологически детерминирован житкостной, гормональной и свойствами нервной системы.

Третий блок. Компетентность – наличие знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Критерием истинной компетентности является конечный результат. Компетентность является более широким понятием, чем способности, т.е. индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного овладения и выполнения какой-либо деятельности.

Интеллект – общая способность человека мыслить рационально, действовать целесообразно и эффективно функционировать в окружающей среде. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Общая схема свойств личности представлена в дополнительных материалах.

В соответствии с описанной структурой личности книга состоит из трех разделов:

Раздел 1. Главы: 1. Целеполагание. 2. Уровень притязаний. 3. Мотивация. 4. Эмоции и чувства. 5. Воля.

Раздел 2. Главы: 1. Черты личности. 2. Характер. 3. Темперамент. 4. Физиологические основы темперамента и характера.

Раздел 3. Главы: 1. Компетентность личности. 2. Способности. 3. Интеллект. 4. Задатки.

Работа «Психология личности: структура и функция» является логическим продолжением предыдущих работ автора «Личность в психоанализе. Психодинамические теории личности», «Экзистенциальная и гуманистическая психология», «Черты личности спортсменов», «Отечественная психология: психология личности» (все работы в разные годы участвовали в конкурсе «Золотая Психея»)

На основе этих и представленной работы в Издательстве «Институт психологии РАН» были опубликованы статьи, материалы книги докладываются на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, вошли в научный оборот и используются в преподавательской деятельности.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su