Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Мир, в котором я живу» (профилактическая развивающая программа)


Актуальность

В настоящее время склонность к табакокурению и употреблению ПАВ закладывается уже в дошкольном возрасте. Пресечение возникновения этих вредных привычек среди дошкольников требует психолого-педагогического сопровождения. Современная научная профилактика формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития (от запугивания до информирования). Эти стадии развития оказались не только не эффективными, но и потенциально опасными, так как возбуждали любопытство детей. Для того чтобы быть эффективными, профилактическая программа должна «работать» с формированием потребности в здоровом образе жизни у детей, а также обучить дошкольников необходимыми навыками сопротивления социальному давлению.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние телесного, психологического, социального и духовного благополучия. Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Она определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского.

Мониторинговые исследования, проводимые в нашем ДОУ, показали, что не у всех детей в старшем дошкольном возрасте эмоциональное развитие (как один из важных показателей психологического здоровья) протекает благополучно. Это проявляется у ребенка во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т. д.).

Нами психологическое здоровье рассматривается, главным образом, в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В данном подходе здоровый человек – это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими.

Отличительная особенность программы состоит в предъявлении игрового сюжета направленного на формирования мотивации здорового образа жизни.

Цели и задачи

Цель: формирование и укрепление психологического здоровья старших дошкольников и формирование сознательной регуляции собственной деятельности.

Задачи:

  1. формировать уверенность в себе и собственных силах;
  2. помочь осознать причины последствий, как своего, так и поведения окружающих;
  3. формировать отношение к себе как к субъекту своей жизнедеятельности.

Этапы реализации программы.

I этап – прогностический: первичная диагностика, определение уровня психологического здоровья, планирование работы. В качестве показателей психологического здоровья определены: адаптированность к социуму (детский сад и семья), поскольку психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации между человеком и социальной средой; тревожность, поскольку повышение тревожности взаимосвязано с нарушением психологического здоровья; социальный статус, поскольку качество межличностного взаимодействия и положение ребенка в среде сверстников очень важно для старших дошкольников; самооценка.

II этап — организационно-практический: осуществляется реализация программы «Мир, в котором я живу».

Программа состоит из трёх разделов:

1. «Я и эмоции» — овладение детьми языком эмоций, закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций. Содержание этого раздела помогает ребенку понять мир эмоций, осознать, что его беспокоит и что радует, лучше узнать свои переживания в различных ситуациях,научиться способам управления своими эмоциями. Данный раздел состоит из следующих тем:

  • Путешествие в страну радости
  • «Путешествие в страну «Виноватию»
  • Здравствуй страх
  • Избавляемся от «злючек»
  • Дракончик Памси

2. «Я+Я» — формирование у дошкольников основ положительного самоотношения и потребности саморазвития. Содержание раздела помогает ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие, уникален и неповторим, развить уверенность в себе. Данный раздел состоит из следующих тем:

  • Сильный человек — это человек с сильной волей
  • Золотые ключики к сердцам людей
  • Мои мечты
  • Поссорились — помирились
  • Учись думать и поступать по-своему

3. «Я среди людей» — формирование социальных навыков адекватных форм поведения у детей. Содержание раздела помогает детям развить коммуникативные навыки, умение сотрудничать и решать конфликтные ситуации. Данный раздел состоит из следующих тем:

  • Чёрные братья
  • Незнакомец
  • Секрет Чёрных братьев
  • Как быть с Чёрными братьями
  • Путешествие в сказку

III этап — обобщающий: содержанием является фиксация динамики психологического здоровья детей в процессе работы и оценка результативности, эффективности развивающей и профилактической работы.

Результативность

Мы выявили, что количество воспитанников с высоким уровнем тревожности к концу программы снизилось на 35% . Увеличился индекс групповой сплочённости на 5%, процент детей в группах «принятые» и «предпочитаемые» в два раза — 45–50%.

Показатели адаптивности детей повысились на 10%. Выявлена положительная динамика формирования адекватной самооценки.

Таким образом, из описанных данных можно сделать выводы о том, что цель и задачи программы достигнуты.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su