Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Сексология и культура» (образовательная программа)


Предложенная программа представляет собой спецкурс «Сексология и культура» в рамках вариатива для старшеклассников «Психология личности и межличностных отношений (Программа для учащихся старших классов средней школы. — Челябинск, 1997 г. ЧИПКРО кафедра психолого-педагогического образования, автор Баскаков А.М.). Также использована как первоисточник «Программа по основам сексологии для учащихся V–XI кл.», автор И. Соковня, врач-сексолог, вице-президент Ассоциации психологов-ювенологов России («Директор школы», 1993, № 4, 5). В составлении практической части программы использована анкета «Подросток и наркотики» (автор Меньшикова Л.А.) и «Сексуальное поведение учащихся» (Нижний Новгород, 1993 г. Институт социологии Российской академии наук, Нижегородский отдел), лекции профессора Либиха С.С., Литвера Б.Я., Щеглова Л.М. (Санкт-Петербург). Предложенный вариант программы — это третья редакция. Начало работы над программой совпало с девяностыми и нулевыми годами. Именно тогда интерес к психологии гендерных отношений был особенно велик.

Программа была реализована как в предыдущие годы с 2001 по 2007,так и в новой редакции в 2012 г.

Цель спецкурса: половое просвещение учащихся старших классов.

Задачи:

  • Способствовать личностному самоопределению старшеклассника.
  • Расширить представления старшеклассника о психологии и физиологии пола, систематизировать общегигиенические знания, способствовать формированию навыков и умений психического и физического здоровья.
  • Способствовать формированию « психологической готовности к семейной жизни», умению строить семейные отношения и растить детей.

Спецкурс составлен из расчета 76 часов в год при одном 2-х часовом занятии в неделю для учащихся гуманитарного профильного 11 класса, численность групп от 7 до 15 человек, учащиеся девушки, однополая группа. В течение 10 класса читались курсы «Психология личности», «Психология межличностных отношений (по 76 часов).

Общеизвестно, что в подростковом возрасте происходят быстрые процессы физического и умственного развития, и подростки уже могут размышлять о самих себе, о своих желаниях и намерениях, но они еще не уверены в выборе своего жизненного пути. В целом, они находятся на той стадии психосоциального развития (V стадия по Э. Эриксону), когда в сознании подростков идет довольно сложная работа по определению социальных ролей, которые они могли бы играть в жизни, исходя из своей половой принадлежности.

Кроме того на 17–18 лет приходится начало VI-ого кризиса возраста по Э. Эриксону, который связан с поиском близости с любимым человека, вместе с которым ему предстоит совершить цикл «работа — рождение детей — отдых».

Причин введения спецкурса несколько:

I. Этнокультурная. С древнейших времен представители всех народов готовили ребенка к трудовой деятельности, прививая ему основные навыки охранного поведения, а также закладывали фундамент правильного полоролевого поведения. Большую часть сведений передавали представители религиозных культов или, как в многопоколенной семье, передача знаний проходила через стихийное подражание. Утрата этих институтов в советское и постсоветское время привела, на наш взгляд, к вакууму в области сексуального воспитания. Этот вакуум, как могут, заполняют средства массовой информации, Интернет, мифические дворовые знания, которые часто носят недостоверный характер, а также реклама, использующая секс в коммерческих целях. Размытость нравственных норм, кризис семьи, общества в целом затрудняет личностное самоопределение старшеклассника и в части половой идентификации.

II. Курс рассчитан на учащихся 11 класса, но уже возраст 14–15 лет характеризуется установлением автономного уровня нравственности — девочка сама начинает определять, «что такое хорошо, что такое плохо». Данный период совпадает с переходом сексуального сознания на последнюю для женщины третью стадию — стадию пробуждения сексуальности. Многие девочки осознают или вернее эмоционально-чувственно принимают решение о начале интимной жизни в коитальных формах. А в возрасте 16–17 лет мы имеем дело с половозрелыми особями обоих полов, способным к репродукции и предоставление им медицинских знаний является острой необходимостью.

III. И.С. Кон и Б.Г. Ананьев подчеркивали, что сексология как область научных знаний синтетическая, междисциплинарная отрасль, изучающая поведение человека, связанное с вопросами пола. Междисциплинарную сексологию сравнивают с равносторонним треугольником. Одну ее сторону образуют биомедицинские, другую социокультурные, третью психолого-педагогические исследования. Поэтому в спецкурсе широко представлены междисциплинарные связи: литература, анатомия человека, история мировой художественной культуры, история, этнография. В разделах курса значительное место занимает социально — культурная сексология: этим и объясняется название курса «Сексология и культура».

IV. Также введение курса, особенно практическая часть, позволяет расширить представление о психологии пола, сексуальности, проявлениях акцентуации характера, повысить коммуникативную компетентность учащихся.

Курс состоит из теоретических и практических занятий. Используются такие формы работы, как лекции, дискуссии, ролевые игры, включены элементы социально-психологического тренинга.

Ведется работа над формированием таких общеучебных интеллектуальных навыков, как планирование учебной деятельности, классификация понятий, контроль и взаимоконтроль, работа с первоисточниками, навыки исследования и т.п.

Контроль осуществляется в форме зачета. Учащимся предлагаются тестовые задания (с формулировками «Заполни пробел», «Верно — неверно», «Выбери правильный ответ», «Найди ошибку», «Другими словами»), словарный диктант, работы по составлению аналогичных образцу тестов, кроссвордов, творческие и исследовательские работы.


Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su