Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Формирование навыков целеполагания у воспитанников детского дома подросткового возраста (13–14 лет) как условие успешной социальной адаптации» (образовательная программа психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, КУ ХМАО-Югры «Детский дом “Аистенок”»)


Авторы:

Актуальность, научная и практическая значимость.

Динамичные социально-культурные преобразования, происходящие в обществе, существенно меняют объективные условия социальной адаптации подрастающего поколения. Перед выпускниками детского дома остро стоит проблема адаптации к самостоятельной жизни. Они поставлены перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынуждены приспосабливаться. Одним из условий успешной социальной адаптации является умение воспитанника самостоятельно решать возникающие проблемы, гибко реагировать на изменение условий жизни, планировать и достигать поставленные цели. На основании научных изысканий практика показывает, что подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования навыков целеполагания.

Психологической службой КУ ХМАО-Югры «Детский дом «Аистенок» были проведены исследования подростков, которые показали следующие результаты: необъективность представлений о своих возможностях, предпосылки к формированию иждивенческой позиции воспитанников, специфичность развития эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер, низкий уровень личной заинтересованности к процессу целеполагания.

Несмотря на проработанность темы формирования навыков целеполагания у подростков, существующие методы работы не адаптированы для работы с воспитанниками детских домов. Отсутствие методических разработок, программ в данном направлении вызывает необходимость подготовки и внедрения комплексной программы в работу педагогов-психологов детских домов.

Основной идеей проекта является развитие коммуникативных навыков, развитие и коррекция мыслительных операций, формирование мотивационной сферы, коррекция эмоционально-волевой сферы, через формирование устойчивых навыков целеполагания и как следствие повышение уровня социальной адаптации воспитанников.

Цели и задачи.

Цель проекта: формирование устойчивых навыков целеполагания у воспитанников 13–14 лет.

Задачи проекта — развитие у воспитанников навыков:

  • самостоятельной и осознанной постановки цели;
  • видения образа предполагаемого результата;
  • видения промежуточной цели в иерархии целей;
  • анализа и оценки условий и возможностей при достижении цели;
  • планирования последовательности действий по достижению цели.

Реализация проекта.

Проект был реализован в период январь — декабрь 2012г.

Целевая группа: воспитанники 13–14 лет.

Основные этапы.

Реализация проекта осуществлялась в четыре этапа:

I этап (подготовительный). На первом этапе был осуществлен теоретический анализ проблемы: подборка, изучение и анализ методологической и психолого-педагогической литературы по данной тематике.

II этап (диагностический). На данном этапе осуществлялось исследование уровня коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, выявление личной заинтересованности воспитанников к процессу целеполагания.

Полученные результаты являлись стартовым показателем для выбора целевой группы и начала работы по формированию готовности подростков к процессу целеполагания. Работа ориентирована на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников 13–14 лет. Содержание деятельности варьировалось в соответствии со способностями каждого воспитанника и с учетом психолого-педагогических механизмов, обеспечивающих успешность формирования готовности к деятельности целеполагания.

III этап (основной)включает реализацию проекта и осуществляется поэтапно:

  1. формирование готовности воспитанников к процессу целеполагания, повышение уровня личной заинтересованности воспитанников к процессу целеполагания. В качестве психолого-педагогических механизмов использовались: интерпретация, реинтерпретация и интериоризация.
  2. формирование навыков целеполагания воспитанников. Были использованы методы: смыслового видения, сравнения, логического рассуждения, анализа действий целеполагания.

В процессе реализации проекта выделились три основных направления: взаимодействие с воспитателями, взаимодействие с воспитанниками, совместная работа «педагог-психолог — воспитатель — воспитанник».

В работе с воспитателями применялись следующие формы работы: обучающие тренинги, круглые столы, дискуссии, конкурсы, фестивали инновационных идей, деловые игры, консилиумы, мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации.

В работе с воспитанниками: групповые консультации, индивидуальные консультации, деловые, ролевые игры, упражнения с элементами тренинга, тренинги (с элементами театральной терапии, арт-терапии, игротерапии, песочной терапии), посещение сенсорной комнаты.

По итогам проекта была проведена театрализованная демонстрация — этюд «Понимаю, что было! Знаю, что сейчас! Вижу, что будет!».

В рамках совместной работы «педагог-психолог — воспитатель — воспитанник» проводилась подготовка воспитанников к конкурсам, соревнованиям как на базе учреждения, так и за его пределами (города, региона).

IV этап (итоговый)подведение итогов реализации проекта.

Результаты, выводы.

По итогам реализации проекта можно сделать следующие выводы:

  • реализация проекта позволяет решать поставленные задачи, способствует развитию коммуникативных навыков, мыслительных операций, развитию внутренней мотивации, формированию произвольности поведения.
  • разработана и внедрена инновационная программа формирования готовности к целеполаганию воспитанников. Отмечена положительная динамика на уровне краткосрочных результатов (удовлетворенность участников содержанием и формами работы) и среднесрочных результатов (изменения представлений и отношения к себе, изменения представления о собственных ресурсах и их реализации).

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su