Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет коренного населения Крайнего Севера » (научно-исследовательская работа)


Актуальность исследования.

На современном этапе развития общеобразовательных школ актуальной является проблема психологической готовности и обучения детей в условиях севера. За последнее время в северных районах России стала тревожнее проблема увеличения количества детей, не усваивающих школьную программу, что находит отражение в показателях успеваемости в начальной школе. Для решения этой проблемы представляется необходимым установить уровень готовности детей к начальному образованию, выявить причины, повлиявшие на его функциональную готовность к обучению.

Практическая значимость заключается: в апробации стандартных и адаптированных тестов для детей младшего школьного возраста коренного населения Крайнего Севера, в разработке психолого-педагогических рекомендаций для педагогов-психологов, педагогов, воспитателей интерната, родителей.

Цели и задачи.

Цель исследования: определить особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста коренного и некоренного населения Крайнего Севера и разработать рекомендации по повышению уровня психологической готовности детей старшего дошкольного возраста коренных народов Севера.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ и обобщение научной литературы по рассматриванию этой проблемы.
  2. Апробировать стандартные и адаптированные тесты для детей старшего дошкольного возраста коренных народов Севера.
  3. Выявить особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста коренного и некоренного населения Крайнего Севера.
  4. Разработать рекомендации по повышению уровня психологической готовности детей старшего дошкольного возраста коренных народов Севера.

Методологическая основа, гипотеза, методы.

Исходя из целей и задач данного исследования, была выдвинута следующая гипотеза исследования: предполагается, что уровень психологической готовности к школьному обучению у детей некоренного населения выше, чем у детей коренного населения Крайнего Севера.

Методы исследования:1) анализ и обобщение научно — методической литературы, по проблеме психологической готовности к школьному обучению; 2) наблюдение; 3) беседа; 4) констатирующий эксперимент;5) стандартные и адаптированные тесты: 6) количественный и качественный анализ эмпирических данных;7) методы математической статистики.

Для исследования психологической готовности детей коренного и некоренного населения Крайнего Севера была использована методика Людмилы Аполлоновны Ясюковой (Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе) которая включает в себя 18 тестов.

Методологическая основа исследования: концепции Л.В. Выготского (о зоне ближайшего развития), Л.И.Божович (1968) (мотивационная сфера в формировании личности ребенка); Д.Б.Эльконина (1981, 1989) (произвольное поведения в ролевой игре); Н.Г.Салминой (1988); Е.Е. Кравцовой (1991), подходы зарубежных авторов, изучавших школьную зрелость Г.Гетцер (1936); А. Керн (1954); С.Штребел (1957); Я.Йирасек (1970, 1978) и др).

База исследования: Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования, с. Яр-Сале, начальная школа. В исследовании принимали участие 40 человек.

Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.

Основное содержание проекта.

Содержание 1 этапа проекта.

Проблема психологической готовности является предметом исследования как отечественных психологов (Л.С.Выготского, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина, Н.Г. Салминой, Е.Е.Кравцовой и др.), так и зарубежных психологов (Г.Гетцер, А.Керн, С.Штребел, Я.Йирасек и др).

Проблемой готовности учащихся младших классов севера и адаптации к процессу обучения занимались не многие исследователи, такие, как: Н.Рудь, В.П.Бисерягина, П.В.Мальцев, Е.Л.Щепко, Дж.Брунер и др.

Исследователи поднимали и поднимают вопрос — отличаются ли дети коренных народов Севера от других этносов по своей психофизиологической предрасположенности воспринимать учебный материал? Только комплексное и многоплановое изучение учащихся в национальных школах Севера будет способствовать уточнению и дальнейшему развитию имеющихся научных сведений по данной проблеме

Теоретически можно выделить наиболее важные физиологические, психологические и педагогические группы причин, под влиянием которых может быть затруднено формирование способностей к усвоению знаний учащимися, а также может произойти снижение темпа психического развития. Положив в основу принцип доминирования той или иной группы причин, обусловивших неуспеваемость детей северных народностей в процессе усвоения знаний, или, иначе говоря, учитывая степень отставания и возможности преодоления его, выделим основные варианты (типы) низкого уровня способностей к усвоению знаний в начальных классах, в частности у 6–8-летних детей.

Выделено пять групп доминирующих причин. Постараемся обосновать, кратко охарактеризовать каждую из них:

  1. Органические причины, задерживающие нормальное функционирование мозга, а, следовательно, препятствующие его своевременному развитию.
  2. Психологические причины и причины этнического культурологического характера: дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребенком общественного опыта.
  3. Дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности, а, следовательно, затрудняющий своевременную реализацию возрастных возможностей психического развития, в частности умственного плана.
  4. Социальные причины — общая бедность микросреды, препятствующая своевременному функциональному развитию мозга.
  5. Биологические причины — травмирующее действие микросреды на формирующийся мозг ребенка, нарушение его функций, следовательно и созревание (Е.Л. Щепко, 1988).

Итак, если нарушается опыт взаимодействия ребенка — аборигена с социальной средой, то на этапе поступления в школу такой ребенок выглядит психофизиологически незрелым, функционально не готовым к получению знаний (Е.Л. Индербаум., С.А. Доминишкевич, 1998).

Выводы.

Проведенное эмпирическое исследование позволяет обобщить результаты и сделать следующий вывод:

У детей коренного населения выявились слабые показатели речевого развития, у детей некоренного населения высокий уровень речевого развития преобладает на 5%, хороший — на 40%, также у детей коренного населения имеет место патологический уровень, что составило- 5% детей. Понятийно-интуитивного мышления — хороший уровень у детей некоренного населения преобладает на 5%, средний — на 30%, и 5% детей коренного населения имеет показатель патологического уровня. Понятийно-логического мышления — у детей некоренного населения — хороший уровень преобладает на 10%,средний — 20%, у детей коренного населения 15% — показатель патологического уровня. Речевого мышления — у детей некоренного населения высокий уровень преобладает на 55%, хороший — на 5%, у детей коренного населения — 5% показатель патологического уровня.

Для подтверждения гипотезы сформулированной во введении, использовался критерий Розенбаума, который применяется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого — либо признака, количественно измеренного.

Таким образом, по критерию Розенбаума, у детей коренного населения выявились слабые показатели речевого развития, понятийно-интуитивного мышления, понятийно-логического мышления, речевого мышления, что подтверждает нашу гипотезу.

Рекомендации.

Нам представляется полезным предварительное обучение детей коренного населения Крайнего Севера с недостатками когнитивного развития в специальном подготовительном адаптационном классе, где целенаправленно будут формироваться предпосылки для перехода к более высокому уровню сформированности познавательной деятельности. Пребывание ребенка в таком классе и педагогическое наблюдение за ним в случае необходимости может пролонгироваться до двух лет.

Таким образом, для работы с детьми народов Севера нужна специальная подготовка психолого-педагогических кадров, поскольку знаний общей педагогики, психологии и методики обучения явно недостаточно, ее следует осуществлять на дефектологических факультетах.

Подводя итог можно утверждать, что данный проект имеет практическую значимость.

Реализация 1 этапа проекта подтверждается следующими публикациями: Вашуркина А.А. Исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет коренного населения Крайнего Севера. — Салехард, ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО». — 2012.-42с. (Рецензент: Вануйто Г.И., заведующий кафедрой развития этнокультурного образования ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», к.филол.н.)

2 этап проекта — это разработанная «Адаптированная методика по исследованию психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера» (представлена на конкурс "Золотая Психея": http://www.psy.su/psyche/projects/719

3 этап проекта — авторская коррекционно-развивающая программа «Ханико» (по развитию познавательной сферы детей коренного населения Крайнего Севера) (представлена на конкурс "Золотая Психея": http://www.psy.su/psyche/projects/726).


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su