Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Шаги к успеху» (психологическая программа содействия успешной адаптации подростков в современном социуме)


Автор:

Актуальность и практическая значимость проекта.

Наш проект имеет комплексный характер и разработан для современных подростков. Тенденции развития общества таковы, что жизнь современных людей все в большей степени протекает в виртуальном пространстве. Процесс общения также перемещается из сферы реального взаимодействия в социальные сети, приобретая специфические черты. Если для взрослых, уже имеющих опыт реального общения, виртуальное общение является одним из способов свободного времяпровождения, то для подростков виртуальная сфера становится основной средой, в которой происходит формирование их личности. При этом реальное общение сохраняется, и мы полагаем, что именно непосредственное общение «лицом к лицу» создает основу для наиболее полного развития всех сторон личности подростка. Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми по-прежнему является необходимым условием для достижения жизненного успеха и реализации своих возможностей в большинстве сфер жизнедеятельности.

В своей работе мы сталкиваемся с тем, что, несмотря на развитие психологии в России, приобретение опыта общения большинством подростков происходит стихийно. Школа по-прежнему ориентирована, в первую очередь, на интеллектуальное развитие. Кроме того, не в любой школе есть штатный психолог, и далеко не всегда в сложной ситуации межличностного взаимодействия рядом с подростком оказывается личностно зрелый человек, способный помочь ему осмыслить происходящее и вынести из этой ситуации полезный опыт. Поэтому при разработке нашего проекта мы ориентировались на создание условий, которые позволили бы сделать процесс формирования компетентности в общении у подростков более направленным. Основой для реализации нашего проекта стали следующие положения:

1. Необходимым условием приобретения жизненного опыта, как основы развития личности, является интенсивное взаимодействие с другими людьми (сверстниками и взрослыми). Эффективной формой для моделирования интенсивного межличностного взаимодействия является группа подростков близкого возраста под руководством взрослого.

2. Психологическими механизмами повышения компетентности в общении являются интериоризация, децентрация и идентификация. В критических ситуациях, которые неизбежно возникают при взаимодействии подростков, взрослый дает свою интерпретацию происходящего, побуждая подростков обсудить ее и высказать свою точку зрения. Таким образом, создаются условия для формирования у подростков понимания множественности точек зрения на одну и ту же ситуацию (децентрация) и усвоения общего подхода к решению проблемных ситуаций (интериоризация). В критических ситуациях взрослый сам демонстрирует конструктивное поведение, выступая моделью для подростков (идентификация). Реализация этого положения требует от руководителя группы высокого уровня профессиональной компетентности и личностной зрелости. Поэтому особое внимание было уделено подбору психологов для работы с подростковыми группами.

3. Включение взаимодействия подростков в различные контексты: психологическая тренинговая программа, творческие мастер-классы, подготовка и проведение праздников, командные игры, выездные тренинги, разработка группового творческого проекта. У подростков появляется возможность применить опыт, полученный на тренинге, для решения разнообразных задач, а также попробовать себя в различных сферах деятельности, чтобы определить ту, в которой он может быть наиболее успешным.

Практическая значимость проекта заключается в разработке методического обеспечения комплексной психологической программы содействия успешной адаптации подростков в современном социуме и апробации этой программы, включая диагностические материалы для оценки эффективности проекта. Проект может быть интересен практическим психологам, организующим групповую психологическую работу с подростками.

Проект «Шаги к успеху» был реализован в течение 2011/12 уч.г. В реализации проекта приняли участие 3 группы подростков: 11 лет (9 чел.), 12–13 лет (10 чел.), 14–15 лет (5 чел.).

Основное содержание работы.

Структура проекта

Кол-во часов

Время проведения

Формы и методы

Тренинговая часть — 81 час

Психологическая тренинговая программа

81

09.2011 — 05.2012,
исключая каникулы:
1 раз в неделю по 3 часа

Ролевая игра; групповая дискуссия;

приемы телесно-ориентированной терапии и арт-терапии; создание творческого проекта — подготовка видеоролика для Фестиваля Достижений.

Программа развития практических навыков — 44 часа

Осенний интенсив

25

10–11.11.2011

Выездной тренинг (база отдыха), в котором участвуют несколько групп

«Твой праздник»

2

26.11.2011

Разработка творческого проекта: выдвижение идеи, разработка сценария, репетиции, организация и проведение праздника

Творческий мастер-класс

3

6.12.2011

 

Группа выбирает по своим интересам (лепка из глины, роспись футболки, создание народной куклы, роспись по стеклу или кулинарный мастер-класс)

«Новый год»

2

27.12.2011

Интерактивный праздник, во время которого ребята становятся участниками большой ролевой игры

«День всех влюбленных»

2

19.02.2012

В непринужденной атмосфере праздника подростки приобретают опыт выстраивания отношений со сверстниками противоположного пола

Лазертаг

 

2

7.04.2012

Командная игра, требующая от участников согласованных действий

Фестиваль достижений

 

2

21.04.2012

Итоговое творческое событие, для которого каждая из групп готовит видеоролик — презентацию своего проекта (см. Приложение)

Весенний интенсив

6

20.05.2012

Выездной тренинг (лесопарк)

Работа с родителями — 3 часа

Индивидуальные консультации для родителей

3

Октябрь, декабрь, апрель

 

Итого в программе:

128 часов

 

 

Результаты.

В результате участия в проекте:

  • У подростков 11–13 лет значимо снизился уровень тревожности из-за неуверенности в принятии их взрослыми (р≤0,01), повысился уровень адаптированности к новым ситуациям.
  • У подростков 14–15 лет возросло количество проявлений уверенного поведения в коммуникативных ситуациях за счет выработки умений конструктивно реагировать на несправедливую критику и отвечать отказом на некоторые просьбы.

Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su