Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Иди и смотри» (антинаркотическая психологическая прививка для молодёжи)


Здоровье детей и молодежи является высокой социальной и гуманитарной ценностью. Вместе с тем, подростки и молодежь - наиболее уязвимая группа населения, которую вовремя необходимо направить в правильное, здоровое русло.

На наш взгляд профилактическую информацию преподносят однобоко. Забывая, подчас, что наша студенческая молодёжь, по своей сути, не далека от детства. Основные каналы получения информации – визуальные и кинестетические (зрительные и чувственные).

Главный психологический смысл личностного роста[3] это: обретение себя и своего жизненного пути; самоактуализация; развитие основных личностных атрибутов; взаимодействие личности с собственным внутренним миром более значимым, нежели внешним миром.

Принципиально важно признание и уважение внутреннего мира другими людьми и самим собой. Полноценное взросление возможно только в том случае, если интраперсональность[3] не будет подавляться интерперсональностью, и если между всеми тремя вершинами «треугольника развития» будет конструктивное сотрудничество и диалог.

Мы считаем, что научить человека быть взрослым, или замотивировать его на личностный рост, невозможно. Способность человека к личностному росту заложена природой, и не может формироваться или управляться извне. Можно только создать условия для развития [1, с. 123].

Сторонники естественного развития неоднократно предупреждали, что каждый раз давая ребенку помощь или указания, мы тем самым укрепляем его зависимость от нашего мнения о том, о чем и как он должен думать, и подрываем его способность к самостоятельному мышлению» [2, с. 318-319].

Практическая значимость.

Практическая значимость проекта заключается в том, что в профилактической работе основное внимание уделяется усилению факторов самозащиты. Твёрдая уверенность в том, чего не хочет видеть в своей жизни молодой человек, и стойкая уверенность в том, что он непременно сделает в своей жизни, станет гарантом здорового будущего. Методы устрашения и запугивания уже не работают.

Для изучения уровня воздействия наружной и лекционной информации по пропаганде здорового образа жизни на  целевые группы (15–20 лет), в частности, о профилактике наркотизации, был проведен социологический опрос молодёжи. Мы провели опрос среди молодежи от 15 до 20 лет через социальную сеть «Вконтакте». В нем приняли участие 117 человек.

По данным нашего опроса:

  • 76,6% студентов не замечают наружной пропаганды здорового образа жизни;
  • 60,3% уверены, что их не коснутся проблемы наркомании;
  • 84% студентов устали от воспитания взрослыми и указывания как нужно жить.

Пришли к выводу, что наглядно-агитационная форма пропаганды здорового образа жизни не имеет должной результативности. Очевидно, что одной из существенных причин уязвимости молодежи перед различными социально-значимыми заболеваниями является большое количество мифов, компенсирующих нехватку информации в этой области.

В связи с этим нами был предложен альтернативный путь пропаганды: создать две комнаты – два мира – две реальности, в которых воссоздана атмосфера реальности наркоманов и мира здоровых людей с помощью фотообразов. Нами используются реальные фотографии, реальных событий и реальных людей.

Цель проекта.

Популяризация и повышение престижа здорового образа жизни через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде здорового образа жизни и массовой профилактике социально значимых заболеваний среди подростков и молодежи как условие формирования новой политики здоровья.

Задачи проекта.

  • Профилактика зависимого поведения через осознание своей возможности выбирать.
  • Формирование способности к рефлексии благодаря созданию условий под контролем профессионального психолога и педагога.
  • Принятие студентом ответственности за свой выбор.

Целевые группы.

Целевые группы, на которые направлен проект, –  студенческая молодёжь от 15 до 20 лет.

Механизм и поэтапный план реализации проекта.

Создаются (выделяются) две комнаты. Они должны быть смежными, т.е. соединяются между собой дверью. Первая комната (№1) – комната наркомана; в ней собраны образы олицетворяющие окружение наркомана, его стиль и образ жизни (см. прил.1).

Оформление комнаты выполнено так, чтобы у здорового человека вызвало неподдельное омерзение и страх так жить. В оформлении нельзя использовать атрибутику наркомана – шприцы, наркотики, сигареты, бутылки и т.д.

Наши системы восприятия работают на трёх уровнях: визуальном, аудиальном и кинестетическом, т.е. вижу, слышу, чувствую. В нашем проекте мы загрузили аудиальный уровень тишиной с целью усилить визуальный и кинестетический уровни. В полной тишине человек вынужден более внимательно смотреть и чувствовать.

Время пребывания 3 минуты. Этого достаточно, чтобы почувствовать в полной мере атмосферу комнаты. Потом студент попадает в другую комнату (№2) – комнату жизни (см. прил. 2). Оформление выполнено в светлых и позитивных тонах. В комнате №2 возникает чувство радости и покоя. Группа студентов с руководителем размещается в комнате №3 (учебный класс). По одному студенты заходят в комнату №1. Психолог или руководитель группы следит, чтобы никто не мешал и студент был один в комнате №1. Спустя 3 минуты (с помощью песочных часов) психолог открывает смежную комнату и приглашает студента войти в комнату № 2. Психолог уходит, оставляя студента одного на 3 минуты. После выхода студента из комнаты № 2 он сразу уходит домой: ни с кем ничего не обсуждая. В комнату приглашается другой студент.

Таким образом, происходит погружение в собственные переживания, оценки окружения, и студент вынужден самостоятельно сделать выводы.

В один день может пройти только одна группа. Это целесообразно.

Спустя 30 дней (этот период выбран из опыта практического ведения тренингов), анонимно, студенты описывают свои чувства и переживания, тем самым ещё раз погружаются в атмосферу этих комнат. Психолог просит в конце сочинения сделать вывод. При написании сочинения – студенты должны сидеть по одному за партой. Без обсуждения и комментариев. Обсуждение будет только письменное и только описательное, для того, чтобы узнать остаточные впечатления. Студенты анонимно напишут о своих переживаниях и выводах. Важно именно то, что у них осталось в воспоминаниях. Однажды пережив эмоциональный опыт, психика человека навсегда его запоминает. Мы же закрепляем полученный результат на долговременном участке памяти.

Когнитивные процессы осуществляются с позиции внутреннего наблюдателя, и доминирующим оказывается «взгляд изнутри». Такая прививка навсегда оставляет след в сознании человека и формирует четкое желание жить в мире здоровья.

План проведения работы:

  1. 1 день – 1 группа.
  2. 1 месяц перерыв – без упоминания и  обсуждения (как будто не было ничего);
  3. Сочинение (анонимно).

Мы используем в нашем проекте установки, которые формируются возрасте от 14 до 20 лет, и которые будут влиять на всю  дальнейшую жизнь. Главное то, что он чувствует, и нет необходимости притворяться перед кем-либо. В комнате находится только один человек, т.е. тот, кто пришёл «смотреть». Поэтому проект назвали «Иди и смотри».

Наша модель работы в сфере профилактики наркотической и других зависимостей была благополучно апробирована в Нижнекамском нефтехимическом колледже. В итоговом опросе приняло участие 264 студента первого курса нефтехимического колледжа.

После просмотра проекта студентами колледжа у 86% респондентов на вопрос: «Что ты чувствовал, когда смотрел?…» мы получили ответы:

  1. Отвращение, ужас, страх, омерзение, потрясение, жалость, ненависть к тем, кто торгует и принимает наркотики.
  2. Желание жить в мире без наркотиков, сочувствие, возникла надежда, что большинство из окружающих выберут жизнь без наркотиков. Желание долгой, счастливой и здоровой жизни.

Между тем, 1% респондентов затруднились что-либо ответить (ничего не написали). Остальные 13% ответили общими предложениями, выполняя на наш взгляд, социально одобряемые действия. Сложно чувствовать и уметь это проговаривать, тем более написать.

Исходя из этой оценки, можно сделать вывод, что подростков следует активнее привлекать к реализации различных программ, в том числе, программ профилактики наркозависимости. Такие подходы, опирающиеся на влияние сверстников, базируются на той роли, которую играет общение со сверстниками при социализации подростка. Студенты, прошедшие проект, обсуждают пережитое со сверстниками.

Ожидаемые результаты.

  1. Снижение агрессивности у молодёжи, благодаря осознанию своей значимости.
  2. Целеполагание в жизни студентов. Стремление к лучшему позволит отказываться от нецелесообразных действий.
  3. Профилактика девиантного поведения.
  4. Пропаганда здорового образа жизни.

Необходимые привлечённые ресурсы.    

  1. Наличие двух комнат смежных между собой.
  2. Ремонты в обеих комнатах, продуманные дизайнером;.
  3. Работа педагога-психолога и руководителя группы.

Необходимо квалифицированно создать комнаты. Возможно, с привлечением профессиональных дизайнеров, полицейских, наркологов, психотерапевтов и психологов.

После победы проекта на Молодёжном форуме – 2011 в Казани, к нам поступило предложение сделать комнаты мобильными. На базе завода «КАМАЗ» разработать проект автобуса, в котором будут последовательно выполнены эти две комнаты. Зайдя в одну дверь, пройдя через комнаты, молодой человек выйдет через другую дверь. Для реализации в таком виде нашего проекта, конечно, необходима государственная программа и специально выделенные средства на подготовку инженерного решения этого автобуса.

Самая дорогостоящая сторона проекта – это создание этих комнат, но есть огромный плюс. После создания эти комнаты будут служить многие годы.

В нашем проекте студентам предоставляется возможность развить в себе рефлексию, которая в свою очередь развивает критическое мышление и уверенность в ценности своей жизни.

Мы рекомендуем наш проект для реализации всем учебным заведениям. Это действительно работает.

Литература:

  1. Александрова Г.Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества: Дисс. канд. психол. наук. – Казань, 2004.
  2. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб, 2002. – С. 318-319.
  3. http://growingbigusa.blogspot.com/, http://psilib.org.ua/

 


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su