- Дворянчиков Николай Викторович
доцент, кандидат психологических наук, декан факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Богданович Наталья Викторовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права, заместитель декана факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Делибалт Варвара Васильевна
доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Дозорцева Елена Георгиевна
профессор, доктор психологических наук, главный научный сотрудник, и.о. руководителя лаборатории психологии детского и подросткового возраста отдела социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского (Москва)
Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»
«Навигатор профилактики социальных рисков детства в цифровой среде» — это практический инструмент для раннего выявления цифровых рисков, организации эффективной профилактической работы с несовершеннолетними на основе алгоритмов действий по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы и выявлению признаков девиантного поведения в онлайн-среде.
Актуальность и нормативно-правовая база
Актуальность обусловлена ростом цифровых рисков детства, включая кибербуллинг, онлайн-эксплуатацию и вовлечение в противоправную деятельность.
Основания разработки в 2025 году:
- поручение Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ Чернышенко Д.Н. (пункт 4.2 раздела III протокола заочного заседания членов Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 10 января 2025 г. № 5пр);
- поручение Минпросвещения РФ совместно с Минздравом РФ.
Реализация осуществлена в рамках межведомственного взаимодействия Минпросвещения РФ, Минздрава РФ, Минобрнауки РФ, СК РФ и МВД РФ, что обеспечило комплексный характер и системную согласованность итоговых материалов.
Разработка Навигатора основана на положениях:
- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Стратегии комплексной безопасности детей в РФ до 2030 года.
Структура и содержание
Навигатор состоит из 3 частей (36 листов):
- Методическая часть – основы работы с цифровыми рисками.
- Основная часть – специализированные памятки по видам девиантного онлайн-поведения (киберагрессивное, киберделинквентное, кибервиктимное, кибервиктимно-делинквентное, киберсамоповреждающее, киберсуицидальное, кибераддиктивное и киберрискованное).
- Рекомендательная часть – памятки для детей, подростков, родителей и специалистов.
Научная новизна
- Впервые систематизированы виды девиантного онлайн-поведения.
- Разработана система цветовой индикации рисков.
- Описан новый вид – кибервиктимно-делинквентное поведение.
Практическое применение
Целевая аудитория:
- педагоги-психологи, социальные педагоги;
- классные руководители, советники по воспитанию;
- специалисты системы профилактики.
Области использования
- Образовательные организации всех уровней.
- Учреждения системы профилактики правонарушений.
- Профессиональная подготовка кадров.
- Научные исследования.
Инновационный потенциал
Проект отличается комплексным подходом к профилактике, использованием инфографики и цветовой индикации, соответствием стратегическим ориентирам в области кибербезопасности детства. Внедрение Навигатора способствует созданию безопасной цифровой среды и развитию профессиональных компетенций специалистов.
Научное руководство и экспертная поддержка
Проект реализован авторским коллективом с участием ведущих экспертов ФГБОУ ВО МГППУ и ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России.
















































