Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Радикализация и дерадикализация: социально-психологическая перспектива» (учебное пособие)

Авторы:

  • Дворянчиков Николай Викторович

    доцент, кандидат психологических наук, декан факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

  • Бовин Борис Георгиевич

    доцент, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт ФСИН России (Москва)

  • Бовина Инна Борисовна

    доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)

Основная иллюстрация

Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»

Актуальность и значимость проекта обусловлены глобальным характером угрозы терроризма и экстремизма в современную эпоху. Проект напрямую отвечает на запрос государственной политики, сформулированный в «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации». Его новизна заключается в комплексном социально-психологическом подходе к анализу радикализации как многоуровневого процесса, опровергающем упрощенные трактовки (например, связь исключительно с психическими расстройствами или низким социально-экономическим статусом). Значимость работы определяется ее практической направленностью на разработку научно обоснованных мер профилактики и дерадикализации для специалистов образовательных, психологических и правоохранительных учреждений.

Основное содержание работы структурировано в пять глав. Первая глава критически анализирует проблему терроризма и процесс его легитимизации. Вторая посвящена обзору и обсуждению проверенных объяснительных моделей радикализации, уделяя особое внимание роли социальной идентичности. В третьей главе представлен анализ существующих инструментов оценки риска радикализации, в том числе в пенитенциарной системе, и предлагаются пути создания подобных инструментов для молодежной среды. Четвертая глава исследует особенности онлайн-коммуникации и стратегии влияния, используемые террористическими организациями для вербовки. Пятая, заключительная глава, обобщает принципы и стратегии дерадикализации. В приложениях подробно разбираются методики диагностики социальной идентичности и контент-анализа, необходимые для практической работы.

Результаты и выводы проекта заключаются в создании систематизированного учебного пособия, которое интегрирует современное социально-психологическое знание о радикализации. Авторы приходят к выводу, что эффективное противодействие этому сложному процессу требует междисциплинарного подхода и опоры на теоретически и эмпирически проверенные модели. Ключевым результатом является разработка практического инструментария для специалистов, позволяющего проводить диагностику рисков и разрабатывать превентивные мероприятия, что вносит непосредственный вклад в обеспечение безопасности и профилактику экстремизма.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег

За проект проголосовал 1 читатель
  • 22.12.2025 в 20:05:38

    текст проверяется

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе