- Дворянчиков Николай Викторович
доцент, кандидат психологических наук, декан факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
- Бовин Борис Георгиевич
доцент, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт ФСИН России (Москва)
- Бовина Инна Борисовна
доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Актуальность и значимость проекта обусловлены глобальным характером угрозы терроризма и экстремизма в современную эпоху. Проект напрямую отвечает на запрос государственной политики, сформулированный в «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации». Его новизна заключается в комплексном социально-психологическом подходе к анализу радикализации как многоуровневого процесса, опровергающем упрощенные трактовки (например, связь исключительно с психическими расстройствами или низким социально-экономическим статусом). Значимость работы определяется ее практической направленностью на разработку научно обоснованных мер профилактики и дерадикализации для специалистов образовательных, психологических и правоохранительных учреждений.
Основное содержание работы структурировано в пять глав. Первая глава критически анализирует проблему терроризма и процесс его легитимизации. Вторая посвящена обзору и обсуждению проверенных объяснительных моделей радикализации, уделяя особое внимание роли социальной идентичности. В третьей главе представлен анализ существующих инструментов оценки риска радикализации, в том числе в пенитенциарной системе, и предлагаются пути создания подобных инструментов для молодежной среды. Четвертая глава исследует особенности онлайн-коммуникации и стратегии влияния, используемые террористическими организациями для вербовки. Пятая, заключительная глава, обобщает принципы и стратегии дерадикализации. В приложениях подробно разбираются методики диагностики социальной идентичности и контент-анализа, необходимые для практической работы.
Результаты и выводы проекта заключаются в создании систематизированного учебного пособия, которое интегрирует современное социально-психологическое знание о радикализации. Авторы приходят к выводу, что эффективное противодействие этому сложному процессу требует междисциплинарного подхода и опоры на теоретически и эмпирически проверенные модели. Ключевым результатом является разработка практического инструментария для специалистов, позволяющего проводить диагностику рисков и разрабатывать превентивные мероприятия, что вносит непосредственный вклад в обеспечение безопасности и профилактику экстремизма.








