Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Самопрезентация профессиональных и личных качеств специалистa» (авторская программа учреждения начального профессионального образования)


Автор:

В психологической службе профессионального лицея № 44 третий  год проводится  мониторинг по программе  «Профессиональное самоопределение и  обучение навыкам  самопрезентации личностных и профессиональных качеств на рынке труда.

Содержание

Введение. Хочешь быть успешным – будь !

Актуальность. Какой специалист нужен на рынке труда?

Первая часть. Методические рекомендации.

1.Роль психолога  в комплексном подходе к профессиональному самоопределению.

2.Эффективное поведение молодых специалистов на рынке труда.

3.Конкурентоспособный специалист, какой он?

4.Как стать конкурентоспособным образовательному учреждению.

5.Самопрезентация выпускника учреждения профессионального образования.

6.Методы  исследования в профессиональной пригодности.

7.Характеристики индивидуальных различий деятельности оператора технологических установок.

Значимость мотивационного комплекса.

Мотивы выбора профессии

8.Психофизиологические методы диагностики в определении профессиональной пригодности специалистов нефтехимических предприятий.

9. Профессиограммы специальностей нефтехимического профиля.

Вторая часть: Практические методы и приемы

1.Тематическая  программа по профессиональному самоопределению.

2.Тематическая  (диагностическая) программа «Мой профессионально-личностный портрет.

3.Коррекционная программа «Восприятие и переработка информации».

4.Тематическая (тренинговая) программа «Познай себя».

5.Тематическая (тренинговая) программа «Я сам (а)».

6.Тематическая (тренинговая) программа « Семь «Я».

10.Заключительная часть анализ ПВК слесарей – ремонтников, слесарей ТУ

Вкладыш: стимульный материал к диагностическим и коррекционным методикам

Отрывки из программы:

Хочешь быть успешным  - будь !

Профессиональная деятельность в жизни человека является основой  удовлетворения  потребностей, самоутверждения и самореализации.

Сложившиеся условия на рынке труда ставят современных специалистов в жесткие условия конкуренции. Дефицит рабочих мест, разрушенная система трудоустройства, несовершенство законодательства приводят к тому, что выпускники школ становятся социально незащищенными, теряют уверенность в завтрашнем дне.  Не успешность в профессиональной деятельности, по мнению психологов, приводит к устойчивым стрессам,  депрессии, т.е. нарушает здоровье человека (одного из самых важных профессионально-важных качеств), вызывает такие социальные явления, как алкоголизм, наркомания, преступность. Противоречия между потребностями, желаниями, реальной возможностью обеспечить материальные и духовные основы жизни рождают нигилизм и пессимизм. Поэтому можно утверждать, что деятельность образовательных учреждений по управлению  профессиональным самоопределением учащихся способствует их адаптации  на  рынке труда и должна стать приоритетной в процессе социализации.

Центральную роль  в успешном  самоутверждении  в профессиональной деятельности играет  формирование базисных качеств личности, включающая  характеристики, отражающие готовность молодого человека  к взрослой жизни: готовность к самостоятельной познавательной деятельности, непрерывному образованию; готовность к сознательному выбору профессии и осознанию своего соответствия  планируемому выбору.

Каждый учащийся  ПЛ№44  в  самом  начале обучения знакомится с программой сопровождения психологической службой будущих специалистов   в профессиональной деятельности. Это и является мощным индикатором в  совершенствовании культуры личности,  как  молодого востребованного специалиста, так и человека  творческого,   желающего прожить долгую и успешную  жизнь,  на радость себе и людям.

Актуальность. Какой специалист нужен на рынке труда?

Из года в год в ПЛ-44 г. Нижнекамска количество обучающихся по профессиям нефтехимического профиля возрастает, и отношение к подготовке специалистов становится все требовательной, т.к. предприятия на которых они будут работать,  оснащены современными технологиями, требуют от работника высокого уровня умения выполнять работу качественно и продуктивно. Конкурентоспособное предприятие может быть только при конкурентоспособных специалистах. Таким образом, профессионально-учебное учреждение также стремится “ котироваться”, как конкурентоспособное. И это значит, что будущий специалист в большей степени стремиться формировать личностные навыки, способности так, что  постоянно находится в состоянии личностного и профессионального самосовершенствования,  роста.

Молодой специалист при взаимодействии с социальным и производственным окружением чаще попадает в рабочей обстановке  проблемные ситуации. Иногда новые коллеги не принимают в свой коллектив, относятся к ним настороженно, предвзято, а то и враждебно, обескураживают своим поведением. Начальники сбивают их с толку словом, осуждают, упрекают. Реакция в процессе трудовой деятельности на предприятии особо опасного типа, со стороны молодых специалистов может быть самая различная. В то время, как работник должен быть мобилизован, готов к принятию решительных и ответственных действий, вся энергия направляется на саморегуляцию нервно-психического напряжения, другими словами находится в состоянии фрустрации – одна из форм психологического стресса, которое может сопровождаться у начинающих специалистов различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом и т.д. Рассматриваемая категория в большей степени, чем другие склонна к риску возникновения аварий и к выдаче некачественной продукции. Одни  -
стараются защитить себя, свое я, другие – требуют или ищут помощи от окружения. Третьи – сами решают ситуацию, но неадекватным способом, проявляя агрессию либо, впадая в депрессию, замыкаясь, отказываясь от общения (уровень производительности падает до 45%).

В связи с этим, важно повышать у будущих молодых специалистов реакцию на фрустрации и научить адекватно оценивать (производственную) ситуацию. В связи с этим целью данной программы является повышение у   обучающихся уровня мобильности к фрустрациям,  развития профессионально-важных качеств, обогащения опыта взаимодействия с коллективом. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

– повысить адаптивность, исходя из социального опыта обучающихя, возможностей и психического состояния.

– приспособить психику для новых профессиональных условий.

– формировать позитивное отношение молодого специалиста к самому себе, окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем.

– развивать коммуникативную интерактивную и перцептивную стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.

– совершенствовать навыки и умения при восприятии и переработке новой информации.

– развивать способности к адекватной оценке фрустрационных ситуаций и умение находить конструктивный выход из них.

– обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.

– развивать стремление к успеху.

 

Хуторова Нина Алексеевна - педагог–психолог высшей квалификационной категории, педагогический стаж работы 24 года, в  данной должности 10 лет, в данном учреждении - с 2003 года.

    • Участник Национального профессионального психологического конкурса «Золотая психея» в номинации «Лучший проект 2004года в психологической практике», г. Санкт-Петербург, 2005год, июнь.
    • Участник конкурса инновационных разработок «Сильная  Россия конкурентоспособное   образование» в номинации « Инновации в образовании», г. Москва, 2005 год, февраль.
    • Участник VI Республиканского конкурса авторских программ и учебно-методических пособий,   обладатель Диплома I степени за работу  «Помощь психолога в эффективном   поведении молодых специалистов на рынке труда», содержащую инновационные   идеи, 2005год,  декабрь.
    • За время работы  в лицее Нина Алексеевна  активно проявила профессиональные  умения и способности при взаимодействии, как с учащимися, отражая творческие ресурсы,  внедряя поисковую активность, направленные на   развитие личностных резервов,   так и с инженерно-педагогическим составом, а также коллегами-психологами, молодыми специалистами  общеобразовательных и   учреждений  начального     профессионального образования.
    • Методическая тема  педагога – психолога Нины Алексеевны  «Помощь психолога  в   эффективном поведении  молодых специалистов на рынке  труда», тесно взаимосвязана с методической темой образовательного учреждения  «Совершенствование методов и  форм обучения и воспитания».  Качество и продуктивность результатов деятельности у Нины Алексеевны  постоянно   выявляют черты личностной надежности у специалистов      в  работоспособности,  отражаются  они и обобщаются в авторских разработках:  методическом  пособии  «Помощь психолога в эффективном поведении молодых специалистов на рынке труда», авторской программе «Самопрезентация личностных и профессиональных качеств», программном руководстве  «Служба сопровождения молодых специалистов опасных производств». Формы распространения опыта у Нины Алексеевны разнообразны  - это и публикации в издательстве ИНПО, г.Наб. Челны (выпуск № 11,  «Помощь психолога в профессиональном самоопределении» 2002 г. апрель); издательстве  « Школа», МО  и Н РТ г. Казань («Помощь психолога в эффективном поведении молодых специалистов на рынке труда» 2005г., май);  выступление  из опыта исследований «Психологические аспекты формирования  конкурентоспособного специалиста» на Республиканской научно-практической конференции «Развитие региональной модели службы практической психологии  образования», 2005 сентябрь;  участие в работе межрегиональной научно- практической конференции «История и современность  психоанализа»,  выступление в программе творческой мастерской с презентацией методического пособия «Помощь психолога молодым специалистам  на рынке труда» при кафедре педагогической и прикладной психологии  института Развития образования РТ, г. Казань, 2005 г., декабрь; психологические рекомендации опытного психолога можно увидеть  на страницах городских газет,  рекомендованные молодым специалистам,  выпускникам школ, стоящим на пороге профессионального самоопределения, их родителям (Нижнекамское время, май 2002г, Ваша  газета, май 2005).
    • Профессионализм  педагога -психолога проявляется в разных формах взаимодействия    с   педагогами:   городской семинар – обобщения опыта исследований «Психологические аспекты  формирования конкурентоспособного  специалиста» (г.Нижнекамск, на базе ПЛ 44, 2005 апрель).
    • Семинар – практикум «Коэффициент качества и продуктивности деятельности»    консультация  для инженерно- педагогических работников.
    • Показатели результативности работы психолога Хуторовой Н.А. можно проанализировать составив мониторинг уровня профпригодности  по различным 
    • специализациям, уровню конкурентоспособности молодых специалистов  по  отдельным  специальностям 1.2003-2004г.г.-уровень успешности 34%; 2004-2005г.г.- 44% успешности, 2005-2006г.г. коэффициента успешности ПВК.
    • Владение Хуторовой Ниной Алексеевной  современными формами и методами психодиагностической и коррекционной  работы повышает ее уровень мобильности  и способность оказать   психологическую помощь  обучающимся по  программам  «Навыки и умения самопрезентации»,  игровые технологии «Рукопашный бой», «Апельсин – не такой   как все»,  тренинговые упражнения «Кораблекрушение», «Полет не луну», «Подводная лодка», «Воздушный шар»,  арттерапия,  экзистенциальная психотерапия, библиотерапия, изотерапия.

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su