Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Школа эффективного родительства для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового и юношеского возраста»


Актуальность, научная и практическая значимость

Для современной России является актуальным запрос на создание программ, направленных на повышение эффективности социальной политики и разработку новых психолого-педагогических и социальных технологий. В Ярославской области - 23 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1100 воспитанников 70% из которых – воспитанники старше 12 лет. Одной из важных задач социализации и профилактики вторичного сиротства воспитанников детских домов, является формирование позитивной установки на создание собственной семьи. Отсутствие образцов семейной жизни, наличие травматичного опыта отношений с родителями, пассивность в планировании и реализации будущего, в частности создания «своей» семьи, ограниченность контактов и возможности планирования собственного времени идр. существенно осложняют задачу подготовки детей к семейной жизни.

С нашей точки зрения, при формировании готовности к семейной жизни важно развитие внутренней позитивной мотивацию на ее создание, усиление жизненной ценности семьи, эффективные поведенческие навыки и умения, включая формирование базовых бытовых навыков, а также представления о том, какой может быть семья (образ - проект будущего) и активную позицию в отношении планирования и создании семьи как привлекательного будущего.

В проекте приняли участие психологи, юристы Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова, медики, экономисты и специалисты по профориентации Городского центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки «Ресурс» г. Ярославля. Это позволило создать комплексную программу подготовки к семейной жизни, включающую разные аспекты (психологическпие, экономические, правовые, медицинские) и использующую современные технологии. При этом, авторы опираются на современные научные представления о семье, результаты исследований, которые проводит факультет психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова в детских домах г. Ярославля и области.

Цель: подготовка воспитанников и выпускников детских домов к семейной жизни, а также повышение информированности о психологических, медицинских, правовых и экономических аспектах семейной жизни.

Задачи:

  • Диагностика и осознание детьми образа собственной будущей семьи, ожиданий и установок в отношении семьи.
  • Формирование представления о задачах, функциях семьи, ролевых позициях и ценностных ориентациях в семье. Содействие в осознании значимости семьи, членов семьи.
  • Формирование базовых семейных компетенций, способствующих созданию и сохранению семьи.
  • Выработка навыков решения сложных ситуаций, возникающих в личной и семейной жизни.
  • Предоставление квалифицированной помощи в решении проблем воспитанников и выпускников детских домов.

Основное содержание работы:

Работа проводится в двух направлениях:

направление. Разработка и внедрение методики занятий с воспитанниками детских домов «Школа эффективного родительства» подросткового и юношеского возраста.

  1. Анализ подходов и программ по теме «Подготовка воспитанников детских домов к семейной жизни» в отечественных и зарубежных детских домах.
  2. Разработка и проведение методики занятий. Занятия рассчитаны на 20 учебных часов и состоят из 3 тематических блоков:
  • Психологический.
  • Медицинский.
  • Экономико-правовой.

Блоки проходит в тренинговом формате, включающем групповые,  индивидуальные формы работы, информационные блоки.

Завершением цикла занятий является  Арт – фестиваль «Семейные традиции» с участием детей, прошедших курс занятий. Задача– творческая импровизация на тему семейных ценностей, позволяющая усилить положительную мотивацию на создание семьи, создать условия для общения между воспитанниками.

Занятия проведены в 10 учреждениях города и области. 207 воспитанников подросткового и юношеского возраста прошли занятия.

Iнаправление. Создание сайта «Ты можешь сам» для воспитанников и выпускников детских домов.(www.tmsam.ru)

Сайт – информационный источник:

  • Создание и обновление специалистами информации, связанной с пониманием себя, общением, обучением и выбором профессии, подготовкой и развитием семейных отношений и др.
  • Собственная «Большая справочная». Необходимая справочная информация на одном ресурсе.
  • Раздел новостей из жизни детских домов.

Сайт–территория общения и поддержки:

  • Специалисты (психолог, медик, специалист по профориентации, юрист) оказывают консультации для посетителей.
  • Посетитель сайта может оставить комментарий к любой статье, выразить свое мнение, предложить свою тему.
  • Площадка для общения - «Форум»

За 2011 год сайт посетило 22190 человек. Оказано 45 заочных консультаций: 20%  - для воспитанников ДД; 71 - % для выпускников ДД; 9% - других посетителей

Результаты, выводы:

  1. Разработана и внедрена авторская технология проведения занятий по подготовке к семейной жизни воспитанников детских домов подросткового и юношеского возраста. Отмечена эффективность на уровне краткосрочных результатов (удовлетворенность участников содержанием и методиками работы на занятиях) и среднесрочных результатов (изменения представлений и отношения к семье, изменения представления о собственных ресурсах и роли в создании семьи, Ориентация на совместность и увеличение значимости взаимодействия и взаимопомощи в супружеских отношениях. Снижение стереотипности в решении ситуаций затрудненного общения, конфликтных ситуациях, снижение установки на силовое решения.
  2. Повышение информированности и мотивации руководителей и специалистов детских домов к внедрению программы подготовки воспитанников к семейной жизни. Для специалистов разработаны методические рекомендации к занятиям по формированию готовности к семейной жизни воспитанников детского дома.
  3. Повышение информированности общественности, научного сообщества об особенностях жизнедеятельности воспитанников детских домов. Формирование толерантности и интеграция детей, воспитывающихся в детских домах, и выпускников в общество через представление информации на семинарах, совещаниях, всероссийских конференциях (г.Ярославль) и выставках-форумах (гг. Казань, Астрахань), СМИ.

Клюева Надежда Владимировна - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Член РПО, Заслуженный работник высшего профессионального образования, имеет Высшую награду Международной академии психологических наук орден «За заслуги в психологии». Член Общественной палаты Ярославской области. Сфера научных интересов:  экзистенциальная традиция в консультировании; профессиональное и личностное развитие психолога-консультанта; методология, теория и практика консультационной деятельности; психология образования взрослых.

Основные публикации:

  1. Психолог и семья: диагностика, консультирование, тренинг». Ярославль, “Академия развития”.  2000.
  2. Педагогическая психология (под ред. Н.В. Клюевой). Учебник для вузов М., Владос. 2006.
  3. Лидер и его команда (под ред.Н.В. Клюевой). Спб., Речь. 2008.
  4. Клюева Н.В., Дорфман Л.Я. Феноменологический подход в консультационной психологии: методологический анализ и опыт применения / Вестник ЯрГУ 2008, № 2.
  5. Организационное конультирование. Ярославль: ЯрГУ, 2009.
  6. Консультационная психология. Ярославль, ЯрГУ им. П.Г. Демидова. 2011.

Москаленко Надежда Викторовна - аспирант кафедры консультационной психологии ЯрГУ им.П.Г.Демидова. Координатор проекта. Сфера научных интересов: экзистенциальная психология, психология управления проектами. Психологическая помощь при работе с психологической травмой. Психологическое переживание событий человекам и связь с его жизненным путем (различные аспекты). Психология автобиографической памяти.  Профессиональное становление психолога-консультанта. 

Основные публикации:

  1. Изучение специфики восприятия экстремальной ситуации и динамики эмоционального компонента у спасателя в структуре МЧС (тезисы). Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». — М.: МАКС Пресс, 2009.
  2. Переживание значимых жизненных ситуаций и профессиональное становление психолога-консультанта (статья). Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19–21 мая 2011. В 3 частях. Ч. III ст. 508-511.

Серафимович Ирина Владимировна -  кандидат психологических наук, педагог-психолог Городского центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков. Руководитель службы «Педагогический всеобуч» Городского центра ППМС; Старший преподаватель кафедры  педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им.П.Г.Демидова. Является лауреатом областного конкурса  «педагог-психолог года» 2010 г.; Лауреатом V всероссийского конкурса «педагог – психолог года» 2011 г. Сфера научных интересов: психология одаренности, профессиональное педагогическое мышление, психология горя и психологической травмы, психология семьи.

Грицай Артем Олегович - ст. преподаватель кафедры консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Сфера научных интересов: стрессменеджмент и психологическая саморегуляция, психология бесплодной семьи, телесно-ориентированная психотерапия, контексты применения. Методы диагностики и развития организаций. Трансперсональная психология.

Основные публикации:

  1. Тренинг командообразования (статья в коллективной монографии). Лидер и его команда. Практика работы тренеров и консультантов в организациях / Н.В. Клюевой. СПб.: Речь, 2008.
  2. Форматы преподавания практико-ориентированных курсов. (тезисы). Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе. Сборник материалов Х областной  научно –методической конференции. Ярославль: ЯрГУ, 2009. Секция №3, с. 8-10.
  3. Стрессменеджмент и основы психологической саморегуляции: методические указания. Ярославль: ЯрГУ, 2011. 64 с.

Фаерман Михаил Исаакович -  кандидат психологических наук; ЯрГУ им. Демидова, доцент кафедры консультационной психологии. Сфера научных  интересов: групповое консультирование, интегративная психология, сопровождение инновационной деятельности, психология личностного развития.

Основные публикации:

  1. Лидер и его команда. Практика работы тренеров и консультантов в организации. (коллективная монография), (глава: Тренинг командообразования).  Спб. Речь. 2008. 13 п.л.
  2. Выстраивание карты личностного развития: психотехнология активизации индивидуальных ресурсов (статья). Вестник интегративной психологии. Вып. 7, МАПН, Москва – Ярославль, 2009.
  3. Предупреждение сопротивлений нововведениям персонала. Комплексный социально-психологический подход к сопровождению изменений в организации (монография).
  4. Интегративная концепция в групповом и индивидуальном консультировании (статья). Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки 2011. № 3.

Монахова Александра Юрьевна - педагог-психолог высшей категории, ст. преподаватель кафедры консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г Демидова.

Является членом областной экспертной комиссии по аттестации педагогов-психологов образовательных учреждений.  Сфера научных интересов: семейное консультирование психологии семьи.

Основные публикации:

  1. Психология и семья (активные формы взаимодействия и родителей) г.Ярославль, Академия Холдинг, 2002г.; 2004г.
  2. Методические указания. Системный подход в семейном консультировании. ЯрГУ, 2011г.

Драпак Елена Васильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова. Сфера научных интересов: психологическое благополучие личности.

Камакина Ольга Юрьевна - кандидат психологических наук, зам. директора Городского центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Смирнова (Навалихина) Тамара Юрьевна - аспирант кафедры консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

Основные публикации:

  1. Клюева Н.В., Навалихина Т.Ю.  "Процесс нахождения идентичности подростками в неформальных субкультурах"; Методология, тория и практика  профессиональной деятельности психолога-консультанта. Материалы 1-й Международной научно-практической конференции.  г. Казань, 2009.
  2. Клюева Н.В., Навалихина Т.Ю.  "Возрастные особенности восприятия конечности жизни" Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В трех частях ЧАСТЬ III,  г. Ярославль, 2011.

Колесникова Юлия Владимировна - высшее юридическое образование (ЯрГУ им. П.Г. Демидова - специальность юриспруденция); С 2006 года по настоящее время работает в ООО «Юридический центр «Фемида» и АНО ФСПР «Фемида», в том числе в рамках специализированной программы помощи детям – воспитанникам и выпускникам детских домов г.Ярославля и Ярославской области. Является сотрудником Службы сопровождения семей опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц на базе МОУ детский дом Ленинского района г.Ярославля.

Антонова Любовь Алексеева - Высшее психологическое образование (Московский психолого-социальный институт); медицинское средне-специальное образование (Медицинское училище СЖД г. Ярославль). Педагог-психолог Городского центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Кригер Юлия Николаевна - Высшее педагогическое образование (Пед.университет им.К.Д.Ушинского (1994-1999г.), Московский психолого-социальный институт(2000-2003 г.). Педагог-психолог Городского центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков. Сфера научных интересов: психология, юриспруденция.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su