Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психология успешности спортсмена-пловца» (монография)


Актуальность, научная и практическая значимость

Спортивная деятельность протекает в сложных условиях и сопровождается повышенной психической   напряженностью, соответствовать которой может далеко не каждый занимающийся спортом. Поэтому особую актуальность приобретает проблема психологической подготовки, отбора наиболее способных и перспективных спортсменов, прогнозирования успешности их спортивной деятельности, которые должны исходить из индивидуальностей спортсменов. Исследование проведено на примере пловцов и плавания, второго по популярности вида спорта, по которому разыгрываются медали на Олимпийских Играх и Чемпионатах Мира. Подготовка олимпийского чемпиона по плаванию требует больших материальных и психологических затрат. Спортсмены одного возраста, тренируясь по одним и тем программам у одного и того же тренера, достигают различных результатов. Причиной этого являются различные факторы, в том числе  психологические  особенности личности спортсмена.

В основу исследования положен принцип комплексного подхода, учитывающий уровневые индивидные, субъектные, личностные и структурные характеристики человека (Б.Г.Ананьев, В.А.Ганзен, Л.А.Головей,  А.А.Крылов, Б.Ф.Ломов, И.М.Палей,). Первая область действия комплексного метода – это организация измерений каждого испытуемого-спортсмена по многим структурно-уровневым параметрам, относящимся к свойствам индивида, субъекта спортивной деятельности и личности (комплексность по свойствам). В эту область исследования входит  измерение морфологической конституции, реактивности организма, нейродинамических характеристик, психологических параметров, характеризующих спортсмена как субъекта действия, а также свойств личности. Вторая область реализации комплексного подхода состоит в том, что разноуровневые свойства измеряются в условиях функциональных состояний (комплексность по состояниям). Между тем до последнего времени исследовались только одно-двух уровневые характеристики деятельности спортсменов и их личностные особенности, как правило, без четкой возрастной и спортивной дифференциации и на представителях разных видов спорта без учета их специфики.

С позиций принципа комплексности и системного анализа проведено исследование психологических характеристик личности, психомоторных характеристик спортсменов, их психофизиологической реактивности в тренировочной деятельности, а также их структурной взаимосвязи с успешностью спортивной деятельности в соответствии с критериями спортивного мастерства и полового диморфизма. Отсутствие эмпирических и теоретически обоснованных работ в этом направлении  определило исследование комплекса этих характеристик  в качестве актуальной проблемы настоящего исследования.

Научная значимостьсостоит в теоретической и эмпирической разработке проблемы взаимосвязи структурно-уровневых  характеристик личности спортсменов и успешности спортивной  деятельности  на основе учета их сложной многоуровневой психологической структуры как  индивида, личности  и субъекта деятельности. При сравнительном изучении в процессе тренировочной деятельности психомоторных  особенностей, динамики внимания, памяти, тревожности  и самооценки состояний, а также личностных характеристик пловцов, выявлены информативные и валидные показатели, влияющие на достижение высокого результата в плавании. Практическая значимостьработы заключается в том, что она способствует оптимизации тренировочной деятельности спортсменов-пловцов и повышает эффективность и надежность спортивного отбора от ДЮСШ до сборной команды страны. Полученные данные могут быть использованы в практике спорта для индивидуализации учебно-тренировочного процесса, для определения психогигиенических и психопрофилактических мероприятий многолетней спортивной тренировки с учетом формирования функциональных и личностных характеристик спортсменов.

Основное содержание работы (или ее этапы):

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование комплексного подхода к исследованию психологических факторов успешности пловцов

1.1. Психологические особенности плавания как особого вида спортивной деятельности.

1.2. Индивидные характеристики пловцов.

1.3. Когнитивные характеристики как факторы успешности спортивной деятельности пловцов.

1.4. Психические состояния как фактор успешности спортивной деятельности пловцов.

1.5. Субъектно-личностные характеристики пловцов.

1.6. Комплексный подход в психологии.

Глава 2.

Исследование индивидных и когнитивных характеристик как факторов успешности спортивной деятельности.

2.1. Организация и методы исследования структурно-уровневых характеристик спортсменов-пловцов.

2.2. Нейродинамические свойства пловцов.

2.3. Психологические особенности темперамента пловцов.

2.4. Психомоторные характеристики пловцов.

2.5. Динамика внимания и памяти пловцов.

Глава 3.

Личностные характеристики спортсменов-пловцов.

3.1. Состояния пловцов в спортивной деятельности.

3.2. Черты личности пловцов.

3.3. Уровень притязаний спортсменов-пловцов.

3.4. Мотивация спортсменов-пловцов.

3.5. Интра - и интеркорреляционные связи в структуре индивидуальности пловцов.

Заключение

Библиография

Приложения

Результаты, выводы

Полученные данные могут служить модельными характеристиками при отборе  пловцов в группы Олимпийской подготовки и в сборные команды, критерием прогнозирования их способностей и перспективности, степени  реактивности в тренировочной деятельности. Используемые методики и результаты могут  быть  применены для сравнительной оценки функционального и психологического состояний в спортивной деятельности, для диагностики и воспитания значимых свойств личности пловцов. Кроме того, основные положения и выводы работы могут быть перенесены в практику подготовки спортсменов  и в других видах спорта.


Юров Игорь Александрович - место работы: Сочинский государственный университет, старший преподаватель кафедры психологии и дефектологии. Сфера научных интересов: общая, дифференциальная, спортивная психология.

Основные публикации: монографии: «Психологическое тестирование и психотерапия в спорте», «Мотивация в спорте», «Нейро-и психодинамические свойства спортсменов», «Черты личности спортсменов», «Психограмма спортсменов-пловцов», «Изучение и активные методы формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций у студенческой молодежи» (в соавторстве), «Психология успешности спортсмена-пловца», учебные пособия: «Психодиагностика и психотерапия в спорте», «Агрессивность в спорте», «Уровень притязаний в спорте», «Психофизиологические характеристики спортсменов-пловцов», «Профессиограмма, спортограмма и психограмма спортсмена», «Психологические личностные характеристики спортсменов-пловцов», «Личность в психоанализе», «Экзистенциальная и гуманистическая психология: теория и анализ личности».

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su