Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

Авторская психодиагностическая методика «Пренатальный контакт» (методика определения качества психологического контакта беременной женщины с будущим ребенком / детьми на поздних сроках одноплодной и многоплодной беременности)


Автор:

Авторская психодиагностическая методика «Пренатальный контакт» позволяет определить качество психологического контакта беременной женщины с будущим ребенком (детьми) на поздних сроках одноплодной и многоплодной беременности.

Актуальноть

За последние десять лет стали активно проводиться исследования в области перинатальной психологии, в  частности касающиеся психологии   беременности. Это особенно актуально в связи с тем, что женские консультации и родильные дома теперь имеют в своем штате психолога. Для клинических психологов, работающих обычно с большим потоком пациенток и часто в режиме экстренной психологической помощи, важны не только содержательные результаты научных исследований, но и психодиагностические методики, позволяющие выявить ключевые проблемы в психологическом состоянии беременной женщины.

Новизна

Многолетний опыт работы психологом в родильном доме позволяет утверждать, что ядром переживаний женщины, связанных с предстоящим материнством на поздних сроках беременности, является эмоциональный, когнитивный и телесный контакт беременной женщины с ребенком (или детьми) через его (их) шевеления. Именно этот психологический контакт будущей мамы и ее ребенка в первую очередь оказывается под ударом при возникновении жизненных стрессовых ситуаций, осложнениях беременности и риске преждевременных родов, потере одного плода в многоплодной беременности и продолжении вынашивания второго. С целью более детального исследования этого явления и была создана методика «Пренатальный контакт».

Этапы работы

Процедура создания методики и исследования ее возможностей включала следующие этапы работы:

  1. Изучение отечественных и зарубежных исследований, связанных с переживаниями  женщины  в  период  беременности,  темой  пренатального  взаимодействия  через  шевеления.  Были  проанализированы  опросные  психодиагностические методики, в которых присутствовали вопросы о реакциях женщины на шевеления плода, ее представления о будущем ребенке. В частности, методики И. В. Добрякова, Дж. Кондона, M. Мюллера.
     
  2. Анализ клинического опыта: основных болезненных вопросов и переживаний, с которыми обращались пациентки, причин позитивных изменений, найденных ресурсов в процессе психологической работы. В результате такой работы было выдвинуто предположение о том, что реакция на шевеления ребенка, ощущение эмоционального и физического контакта с ним является ключевым переживанием на поздних сроках беременности.
     
  3. Формулировка понятия «пренатальный контакт» и основных требований к предполагаемой методике его диагностики: простота, небольшое время для заполнения анкеты, важность открытых вопросов, позволяющих отследить индивидуальное наполнение переживаний женщины.
     
  4. Разработка методики в ходе клинической работы в родильном доме. Психологическая работа проводилась в плановом порядке с разными категориями пациенток и по актуальному состоянию, и по анамнезу. Все вопросы, воспроизведенные позднее в методике, задавались пациенткам, когда это было уместно и необходимо для проведения психологической работы с ними, ответы и реакции фиксировались, выбирались наиболее информативные вопросы, подбирались наиболее понятные и точные формулировки.
     
  5. Создание текста методики в двух вариантах: для одноплодной и для многоплодной беременности.
     
  6. Проведение исследования, в ходе которого пациенткам предлагалось заполнить бланки методики.
     
  7. Статистическая обработка, проверка надежности методики, исследование психодиагностических возможностей.

Исследовательскую выборку составили 168 женщин, находившихся в родильном доме на разных сроках беременности — от 24 до 41 недели, в возрасте от 23 до 43  лет,  99  женщин,  вынашивающих  одноплодную  беременность,  и  69  женщин, вынашивающих многоплодную беременность (дихориальные и монохориальные двойни). Для 70 женщин это первая беременность, в анамнезе у 21 женщины перинатальные утраты, 39 женщин имеют детей, 38 женщин имеют и детей, и перинатальные утраты (внематочная беременность, аборт, замершая беременность, прерывание беременности, антенатальная гибель плода после 22 недель). Пребывание в родильном  доме  обусловлено  разными  причинами:  как  осложнениями  в процессе течения беременности, так и подготовкой к родам при нормальном течении беременности.

Методика состоит из двух частей. Первая часть включает 8 вопросов (9 — для многоплодной беременности), предполагающих количественную оценку частоты описанных  явлений  и  развернутые  ответы  на  эти  вопросы.  В  качестве  оценочной шкалы была взята шкала частоты появлений той или иной формы контакта: «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». Это позволило нам получить, с одной стороны, информацию о качестве контакта, его характеристиках, а с другой — о степени его интенсивности. Вторая часть методики включает 8 открытых вопросов, предполагающих только развернутый ответ. Для  статистической  обработки  использовался  пакет  SPSS  Statistics.  Методы статистической обработки: корреляционный анализ, факторный анализ, дисперсионный   однофакторный   анализ.   Статистическая   обработка   проводилась   отдельно на выборках одноплодной и многоплодной беременности.

В методике представлена следующая структура шкал: «Взаимодействие с ребенком», «Чувствительность к шевелениям ребенка», «Интенсивность “эмоциональных посланий”  ребенку».  Для  варианта  многоплодной  беременности:  «Взаимодействие с детьми», «Чувствительность к шевелениям детей», «Интенсивность “эмоциональных посланий” детям».

Результаты

Итоговая цель методики сформулирована следующим образом: диагностика пренатального контакта — конкретных проявлений  взаимодействия  женщины и ее будущего ребенка в количественном измерении и качественном наполнении. Кроме того, методика обладает терапевтическим эффектом: в процессе заполнения анкеты женщина структурирует свой опыт и повышает уровень осознанности в отношении некоторых переживаний.



Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 8 читателей
12.03.2024 22:08:40Стринкевич Ольга ВладимировнаЗамечательная тема! С удовольствием ознакомлюсь с авторской методикой.
12.03.2024 22:08:39Карамышева Светлана СергеевнаБлагодаря Юлии Владимировна, я сохранила жизнь своей дочери.
12.03.2024 22:08:39Тетервак Наталия ОлеговнаВажная и актуальная работа. Не каждая беременная женщина и женщина,которая уже стала мамой, сможет справится с какими-то психологоческими моментами, после рождения ребенка.
12.03.2024 22:08:39Анохина Анастасия АлександровнаСложно найти аналогичный проект при большой потребности в такой помощи
12.03.2024 22:08:39Герасименко Ксения НиколаевнаКак врач, работающий в перинатальной медицине, считаю работу психолога с женщиной на этапе беременности крайне важной. Установление контакта с малышом, осознание себя в роли матери - всё это пройдёт легче. Особенно важно это для женщин с осложнённой беременностью и родами. Спасибо Юлии Владимировне за её работу! ?? Не побоюсь сказать, что труд врача стал процентов на 30 легче, с появлением перинатальных психологов.
12.03.2024 22:08:39Matyenko Igor ValerevichИнтересная и актуальная работа
12.03.2024 22:08:39Кузнецов Александр АлександровичЕдинственная адаптированная методика в Российской Федерации, работающая в практическом здравоохранении.
12.03.2024 22:08:37Рагозинская Валерия ГермановнаПоддерживаю этот замечательный проект. Считаю, что методика для определения качества психологического контакта беременной женщины с будущим ребенком крайне необходима для современной практической психологии и перинаталогии.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su