«Психологическое консультирование лиц с проблемой деструктивно-агрессивного поведения в близких отношениях» (мастер-класс и открытая встреча)
Мастер-класс «Психологическое консультирование лиц с проблемой деструктивно-агрессивного поведения в близких отношениях: особенности работы в режиме самоизоляции» посвящен проблеме насильственного или агрессивного поведения в семье и о том, какие вызовы стоят перед консультантами в режиме самоизоляции. Например, как поддержать «взрывного» клиента, когда он не может покинуть фрустрирующее его пространство, и в тоже время не оправдать его возможного выбора в сторону агрессивных действий.
У того, о чём шла речь, множество лиц: агрессивное, насильственное, гневное, конфликтное, деформирующее поведение. Наши клиенты в свою очередь тоже подбирают разные слова: «Мы часто ссоримся», «У нас случился инцидент», «Произошел конфликт», «У меня проблемы с гневом», «Партнер говорит, что я абьюзер», «Я срываюсь на детей». Мы уверены, что почти каждому консультанту приходилось встречаться с подобным в своей практике. И мы понимаем, что некорректная работа специалиста может быть не только мало эффективной, но и опасной.
Например, с насилием нельзя работать также, как с конфликтом! Это может привести к росту давления на пострадавшую сторону. С насилием нельзя работать, пока оно «невидимо», не названо своим именем. Это может привести к перманентному избеганию со стороны клиента. Поэтому очень важна адекватная диагностика того, с чем именно мы сталкиваемся, встретившись с запросом, похожим на профильный.
На мастер-классе обсуждались темы:
- Базовые понятия: агрессия, насилие, конфликт. С чем, как и зачем работает консультант?
- Факторы агрессивного/насильственного поведения в семье.
- Основные подходы к работе и их преимущества в разных контекстах.
- Типология клиентов и их мотивацию на изменение поведения.
- Структура консультирования. НОКСА-модель.
- Профилактика рисков при работе в условиях самоизоляции.
Тема домашнего насилия в последнее время привлекает все больше внимания как СМИ, так и профессионального сообщества. При этом чаще речь идет о помощи жертвам насилия. Но проблема агрессии по отношению к близким людям носит системный характер. Не оправдывая действий агрессора, нам все же необходимо разобраться в этом вопросе со всех сторон. Можем ли мы помочь человеку, который проявляет насилие и агрессию по отношению к близким, исправить свое поведение и спасти отношения?
В ходе открытой встречи «Нюансы кризисного консультирования разных типов клиентов с проблемой деструктивного и насильственного поведения в близких отношениях» мы попытались разобраться каков он — человек, ведущий себя агрессивно и насильственно по отношению к близким, как мы можем помочь ему в коррекции поведения и какие алгоритмы работы подходят разным типам клиентов, которые столкнулись с подобной проблемой.
На открытой встрече были освещены следующие вопросы:
- Какие типы клиентов чаще всего встречаются в такой практике и чем они отличаются?
- Как отличается кризисная помощь в зависимости от типа клиента. Как отличается пролонгированная работа?
- На что имеет смысл обращать внимание в том или ином случае?
- Как мотивировать клиента на участие в программе консультирования. Как помогать ему удерживаться в подобной работе?
Агрессия, гнев, насилие, сила и конфликт. Подавляющее большинство клиентов, приходящих к нам, не используют эти слова, чтобы описать свое поведение. Они в принципе не склонны к тому, чтобы говорить, что они что-то сделали – скорее они используют обезличенные формы описания, говоря, что что-то произошло. Ссора, инцидент, конфликт – вот такие слова они используют чаще всего.
- «Агрессия, гнев, насилие, сила и конфликт. Как, с чем и зачем работает консультант?» // «Психологическая газета»
- «Онлайн-консультирование субъектов насильственного поведения в условиях изоляции» // «Психологическая газета»
Голос из ВКонтакте