Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Тренинг распознавания эмоций» (реабилитационная программа)


Актуальность новизна и значимость проекта

Тренинг распознавания эмоций разработан для людей, проявляющих интерес к пониманию собственных эмоций, желающих анализировать собственные переживания и состояния, а так же стремящихся развивать эмоциональное восприятие. Данный тренинг активно применяется в работе с людьми, у которых имеются трудности в распознавании эмоций в виду функциональных  нарушений нервной системы, а так же в виду психических расстройств. Умение распознавать эмоции и анализировать собственные состояния обеспечивает возможность нормального функционирования в социальной среде, позволяет управлять своими эмоциональными реакциями, улучшает стрессоустойчивость, дает возможность адекватно реагировать на жизненные ситуации. 

Разработанный тренинг включает в себя новый теоретический и практический подход к решению проблемы распознавания и понимания эмоций, в своей теоретической основе метод опирается на концепцию А.Р. Лурия о системной организации психических функций, формировании их в процессе онтогенеза и возможности динамически перестраиваться в зависимости от конкретной задачи, а так же на принцип восстановительного обучения. 

В теоретической части последовательно проводится анализ не только смыслового компонента эмоционального переживания, отражающего определенную деятельность индивида, в соответствии с теорией деятельности А.Н.Леонтьева, но и определяется пространственное расположение базисных эмоций, исходя из психофизиологических коррелят эмоциональных процессов. Практическая часть тренинга состоит из двух частей, первая строится на анализе эмоций опираясь на акустическое и визуальное восприятие, с последующим переходом на уровень вербально-логического мышления, работая с текстами и сюжетными картинами. Вторая часть тренинга способствует развитию произвольного выражения эмоций. 

Этапы работы

Вводная часть: приветствие и знакомство участников группы, проговаривание правил работы группы, определение темы занятия и цели работы.

Построение карты: определение базисных эмоций и размещение их на прямоугольной системе координат опираясь на психофизиологические корреляты эмоциональных процессов. 

Анализ содержания эмоций и способов их выражения: на данном этапе проводится содержательное описание эмоциональных переживаний, а так же проводится  различия в понимании эмоций, чувств и состояний. При определении эмоций участники стараются определить силу, продолжительность и валентность эмоциональных переживаний и установить их в системе координат, опираясь на субъективный опыт.

Анализ эмоций, опираясь на акустическое восприятие: данное упражнение позволяет закрепить восприятие эмоций на слух, а так же проработать интонационно собственную речь, подстраивая свой голос под ту эмоцию, которую участник вкладывает в произносимую фразу.

Анализ эмоций, опираясь на зрительное восприятие: данное упражнение предоставляет возможность научиться распознавать эмоции людей во внешнем проявлении, по выражению лица, жестикуляции, позам.

Анализ проявления эмоций в поведении, опираясь на рассказ: данное упражнение позволяет связывать социальные ситуации с эмоциональным переживанием персонажей.

Анализ проявления эмоций в поведении, опираясь на сюжетные картинки: в данной части тренинга участники строят понимания сюжета, исходя из анализа эмоциональных переживаний героев картин.

Чтение текстов и стихов.

Данное задание выполняется при совместном чтении произведения по ролям, где участники сначала последовательно анализируют чувственные переживания выбранного ими персонажа, а далее читают текст с необходимой интонацией и мимикой, опираясь на разработанную карту. 

Реультаты

Данный тренинг многократно был проведен в клинических условиях с пациентами, имеющими психические расстройства, его результаты имеют высокую эффективность не только в расширении способности к распознаванию эмоций и формированию навыка социального взаимодействия, но так же и в познавательной сфере деятельности, так как формируют устойчивый интерес к проделываемой работе, что позволяет преодолевать  негативную симптоматику пациентов и другие функциональные нарушения нервной системы, вызванные болезнью. 


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 2 читателя
12.03.2024 22:08:31Рузеев Алексей МихайловичИнтересная тема распознавания эмоций с использованием мимических выражений. Спасибо.
12.03.2024 22:08:30Багиярова Фатима АрыстановнаХороший способ привлечь внимание к психологии и изучению своей души и навыку распознавать свои чувства и с чем они связаны.... Еще раз об эмоциональном интеллекте....

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su