Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Программа психокоррекции негативных материнских установок у женщин "Современная мама"» (тренинг)


Актуальность 

Актуальность программы психокоррекции негативных материнских установок «Современная мама» продиктована многими факторами, такими как, качественное изменение института семьи, падение культуры родительства у молодых женщин, которые мало ориентированы на семью и детей и, в частности, на выполнение материнских ролей (Титаренко В.Я., Мытиль А и др.), вследствие чего утрачивается ценностное отношение к материнству и это является одной из причин многих проблем материнства и детства, таких как демографическая проблема в России, девиантное материнство, рост «социального одиночества» у детей. И отечественные, и зарубежные исследователи отмечают, что несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций введёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии родительской культуры.

Во время обучения в магистратуре и работы в школе, а также в детском центре развития, меня заинтересовала тема материнства, в частности, материнских установок особенно негативных, которые проявляются в общении с ребенком, во взаимодействии матери и ребенка и в всепоглощающем материнском чувстве «избыточной любви», которое окружает и отрезает все варианты действий ребенка и т.д. Что подтолкнуло меня выбрать тему для моей дальнейшей работы, на мой взгляд для того, чтобы создать необходимые условия для гармоничного развития ребенка необходима психокоррекционная работа с матерями, а именно с материнскими установ-ками негативного характера.

Для работы, как основной инструмент воздействия выбраны общекультурные формы: кино и традиционная славянская кукла.

Цель программы

Коррекция негативных материнских установок, у женщин посредством игрового нарратива в формате традиционной куклотерапии и кинотерапии.

Задачи

  • развитие навыков рефлексии у участниц тренинга;
  • развитие позитивных материнских установок посредством проживания опыта на разных возрастных периодах собственного детства с помощью игры с традиционной славянской куклой;
  • создание условий для процесса самопознания, самосовершенствования и самопринятия, как матери/будущей матери;
  • формирование навыка саморелаксации.

Методологическая основа программы: разработана на основе теоретических положений культурно-исторической психологии Л.С. Выготского; психологических концепций материнства (А.Я. Варга, Д.В. Винникот, М.И. Лисина, Г.Г. Филиппова); нарративного подхода (М. Уайт, Д. Эпстон и др.); концепции о влиянии феномена куклы на развитие личности в традиционной и современной культурах И. А. Морозова.

Методы и технологии, используемые в тренинге: метод арт-терапевтического направления (изотерапия, глинотерапия, сказкотерапия, кинотерапия, куклотерапия), техники песочной терапии, техники телесно-ориентированной терапии, техники НЛП, игротерапия, дискуссия, рефлексия, психогимнастика.

Этапы программы

Этапы программы по коррекции негативных материнских установок у женщин «Современная мама»

  • I этап «Встреча с проблемой и поиск личностных ресурсов». Количество: 5 занятий.
  • II этап «Работа с негативными установками, изменения негативного опыта взаимодействия с матерью и интеграция опыта в положительный с помощью создания традиционных славянских кукол и игрового нарратива (проигрывание опыта «мать-ребенок» с куклами)». Количе-ство: 10 занятий.
  • III этап «Работа с актуальными проблемами, связанные с материнством, с помощью кинотерапии». Количество: 6 занятий.
  • IV этап заключительный «Материнство на линии моей жизни». Количество: 2 занятия.

Результаты, выводы

Программа психокоррекции была реализована на различой по своему составу группе женщин (с детьми и без детей, с одним ребенком и с несколькими, планирующие материнство и не планирующие материнство и т.д.).

Подобраны традиционные славянские куклы, фильмы про типы матерей (список продолжает дополняться новыми фильмами) для психокоррекционной работы как для групповой, так и для индивидуальной работы с женщинами.

Выявлена положительная динамика в результатах у женщин после работы: повышение уровня рефлексии и изменение её направленности, в установках связанных с материнством появилась положительная тенденция, повысился уровень личностного самопознания и т.д. Как отмечают сами женщины, «стала больше анализировать в обычной жизни и не только касаемо ре-бенка «Что я делаю неправильно? И как сделать по-другому?»».

После проведения программы, диагностического исследования «до и после», наблюдения во время процесса, были сделаны следующие выводы:

  • традиционная славянская кукла обладает нарративной природой в которую заключен дискурс семьи, материнства, межпоколенческой связи; а также, использование куклы, как инструмент в психокоррекционной работе негативных материнских установок у женщин является эффективным, так как несёт в себе традиционный нарратив семьи и материнства;
  • повышение уровня ауторефлексии у женщин в группе, а также о повышении уровня психологической медиа-компетентности через развитие его рефлексивного компонента в процессе анализа художественных фильмов с «материнской» проблематикой, также способствовало изменению материнских установок у женщин;
  • игровой нарратив в течение всей коррекционной работы, при помощи основных методов: метода куклотерапии с традиционными славянскими куклами, а также метода кинотерапии является эффективным для коррекции негативных материнских установок, и разработанная программа, направленная на коррекцию материнских установок, является достаточно эффективным инструментом в работе психолога в образовательных учреждений и в частной практике.

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su