«Уроки психологии с осужденными воспитательной колонии (ВК) в формате психокоррекционного штурма»
Актуальность обусловлена потребностью в эффективных психотехнологиях, направленных на оптимизацию социально-психологического климата в учреждениях УИС, в том числе воспитательных колониях, когда рост напряженности там обусловлен увеличением количества достигших совершеннолетия и ожидающих этапирования в исправительные колонии правонарушителей, в том числе криминально направленных, способствующих усвоению другими осужденными традиций тюремной субкультуры и установок на демонстративно-шантажные и протестные формы поведения. Кроме того, когда ситуация усугубляется наличием у многих воспитанников (более 50%) выраженных признаков СДВГ, отсутствием интереса к познанию и развитию собственной личности, слабой сформированностью навыков взаимодействия, что усиливает их нежелание или затрудняет способность выполнять требования администрации, повышает частоту нарушений режима содержания, снижает их степень доверия к персоналу учреждения.
Практическая значимость: разработана и используется эффективная психотехнология оптимизации социально-психологического климата в среде воспитанников, названная «психокоррекционным штурмом». Ее характерной особенностью является активное, целенаправленное и пролонгированное психологическое воздействие одновременно на всех осужденных ВК, что и позволяет в сжатые сроки изменить в лучшую сторону обстановку в учреждении.
Социальная значимость: ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к лишению свободы.
Научная значимость: доказана эффективность применения метода поведенческой психотерапии (метода подкреплений) в работе с несовершеннолетними правонарушителями, имеющими выраженные признаки СДВГ.
Значение для развития психологии: определено, что эффективность психокоррекции несовершеннолетних осужденных, имеющих выраженные признаки СДВГ, обусловлена использованием сочетания разнообразных и активных методов и приемов психокоррекционной работы.
Цель: оптимизация социально-психологического климата в ВК, которая достигается посредством стимулирования воспитанников на познавательную деятельность и личностное развитие, повышение их коммуникативной компетентности, ответственности за результаты своих, в том числе криминальных действий и события будущего, формирование социально-нормативных поведенческих установок. В конечном итоге это приводит к повышению степени доверия воспитанников к персоналу учреждения, более доброжелательным взаимоотношениям между осужденными, снижению количества нарушений режима содержания в период отбывания наказания.
Аудитория, на которую рассчитан проект: осужденные ВК, несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в условиях изоляции от общества, учащиеся общеобразовательных школ старших классов, психологи, работающие с лицами несовершеннолетнего возраста.
Основное содержание работы (2008 г.):
1 этап (март). Разработка психотехнологии.Данная модель работы представляет собой серию занятий («уроков психологии») для учащихся общеобразовательной школы ВК продолжительностью 40-45 минут, которые проводятся во всех классах 2-3 раза в неделю в течение 1 месяца и завершаются массовым мероприятием (подведением итогов при максимальном творческом участии всех воспитанников). Тематика уроков затрагивает ряд проблем, актуальных для среды осужденных. При их проведении используются в сочетании методы когнитивно-поведенческой психотерапии, арт-терапии, фильмотерапии, ролевые и деловые игры, самодиагностика и анализ данных, притчи, разбор типичных ситуаций из жизни воспитанников, моделирование поведения и его прогноз, беседы и групповые дискуссии, работа индивидуальная, в парах и мини-группах. Разнообразие и новизна форм психокоррекции, доступность излагаемого материала, а также простота предлагаемых воспитанникам заданий выполняют функцию снижения степени выраженности психологических защит со стороны осужденных, повышения их активности и действенности психологического влияния. Использование стимульного наглядного и раздаточного материала (цветных иллюстраций, рисунков, фотографий, текстов, памяток, схематичных образов и т.п.) направлено на повышение интереса воспитанников к учебному процессу, активизацию их внимания, формирование усидчивости, стимуляцию их мыслительной деятельности и более качественное усвоение учебного материала.
2 этап (апрель-май). Проведение в каждом классе общеобразовательной школы ВК уроков психологии по темам:«Уверенность в себе, или Как добиться жизненных успехов», «Ценностные ориентации», «Тайны поведения, или Что определяет наши поступки», «Эмоции человека. Саморегуляция его эмоционального состояния и поведения», «Конфликты в нашей жизни и управление ими», «Наркотик – разрушительное удовольствие», «ВИЧ и СПИД», «Асоциальное и рискованное поведение», «Итоговый урок психологии».
На протяжении всех уроков активно используется метод позитивного подкрепления, эффективный при психокоррекции лиц с СДВГ и другими аномальными проявлениями. Продуктивность работы класса регулярно фиксируется на «Экране успеха», наглядно демонстрируя динамику работы групп от урока к уроку. Использование элементов индивидуального и группового соревнования стимулирует воспитанников на учебную активность и сотрудничество. Весь психокоррекционный процесс находит отражение на фотогазетах «Уроки психологии. Наши первые успехи», состоящих из фотографий, запечатлевших естественные эмоции и поведенческие реакции воспитанников во время психологической работы.
В ходе итогового урока психологии, проводимого с участием всех осужденных ВК, персонала учреждения, а также приглашенных сотрудников и представителей общественных организаций, демонстрируется «смонтированный» психологами слайд-фильм, рассказывающий о всех этапах «психокоррекционного штурма». Сами воспитанники при участии психологов показывают мини-сценки, передающие основной смысл проведенных занятий, исполняют музыкальные (в стиле «Рэп») и поэтические композиции на психологические темы. Мероприятие завершается награждением памятными подарками наиболее успешных участников уроков психологии и совместным чаепитием.
3 этап. Оценка эффективности психотехнологии:
а) (апрель-май) оценка текущей динамики поведения осужденных ВК с помощью психологического анализа мнений независимых экспертов (руководителей и рядовых сотрудников, учителей школы, представителей общественной благотворительной организации), психологов-тренеров и спонтанных высказываний осужденных;
б) (сентябрь) оценка динамики социально-психологического климата в ВК с помощью психологического анализа дисциплинарной практики осужденных ВК, зарегистрированной в официальных документах.
4 этап (июнь-декабрь).Психологическое сопровождение осужденных ВК.
Результаты:
1. Разработана и апробирована на базе ВК инновационная психотехнология, названная «психокоррекционным штурмом», для эффективного и оперативного решения сложной актуальной практической задачи.
2. Реализация психотехнологии привела к изменениям, свидетельствующим об оптимизации социально-психологического климата: возрос уровень доверия осужденных к персоналу учреждения; взаимоотношения между воспитанниками стали более доброжелательными; повысилась их познавательная активность, увеличился объем психологических знаний, при этом появилось желание делиться ими с вновь прибывающими в ВК; снизилась (в 2,4 раза) частота нарушений режима содержания осужденными при сохранении наполнения колонии и среднего числа нарушителей режима, зафиксированы ранее не характерные факты добровольной сдачи осужденными запрещенных предметов, отказ от употребления табачных изделий, проявление инициативы в решении вопросов, связанных с жизнедеятельностью ВК.
3. Работа психологов осужденными ВК была воспринята как «дарящая детям радость».