«Изучение влияния личностных качеств и стиля деятельности руководителей учреждений и подразделений на эффективность труда персонала УИС (уголовно-исполнительной системы)» (научно-прикладное исследование)
Актуальность вытекает из основного принципа функционирования пенитенциарных учреждений и подразделений, суть которого в получении оптимальных результатов достижения целей наказания благодаря эффективному управлению, определяемому личностными и управленческими качествами их руководителей, которые они используют для целенаправленного воздействия на персонал, активизации его на совместную деятельность и достижения удовлетворённости работой. В связи с этим важно наличие в числе основных руководителей наиболее перспективных квалифицированных сотрудников, обладающих необходимыми для профессиональной управленческой деятельности свойствами и личностными качествами, способных обеспечить устойчивое эффективное функционирование и развитие пенитенциарных учреждений и подразделений с учетом требований, предъявляемых УИС в современных условиях.
Практическая значимость:
- повышение психологической компетентности руководителей УИС, выявление и развитие их личностных и управленческих качеств, способствующих эффективности оперативно-служебной деятельности вверенных им учреждений и подразделений;
- внедрение достижений психологии индивидуального лидерства в практику пенитенциарной управленческой деятельности.
Социальная значимость: получение оптимальных результатов достижения целей наказания путем повышения эффективности управления, приводящее к повышению качества исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы и в целом позитивно отражающееся на состоянии правопорядка в России.
Научная значимость: выявление ранее не изученных пенитенциарной психологией психологических феноменов, влияющих на эффективность функционирования учреждений и подразделений УИС.
Значение для развития психологии:
- развитие психологии индивидуального лидерства в рамках пенитенциарной психологии; - разработка для внедрения в практику научно-обоснованной и эффективной программы, направленной на повышение психологической компетентности руководителей и развитие их личностных и управленческих ресурсов.
Цели: выявление личностных и управленческих качеств руководителей учреждений и подразделений, влияющих на эффективность труда персонала УИС, а также разработка и апробация научно-обоснованной программы повышения психологической компетентности и развития ресурсов руководителей.
Аудитория, на которую рассчитан проект: начальники и заместители начальников учреждений УИС, сотрудники, состоящие в резерве кадров на выдвижение на руководящую должность, пенитенциарные психологи.
Основное содержание работы (2008 г.):
1 этап (январь-февраль). Разработана программа научно-прикладного исследования.
2 этап (июнь). Проведен опрос 97 начальников и заместителей начальников 18 учреждений ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и 194 сотрудников данных учреждений (начальников, подчиненных, коллег), предоставляющих обратную связь о деятельности вышеназванных руководителей. Перед опросом проведены групповые беседы с сотрудниками, мотивирующие на участие в исследовании, снижающие уровень их эмоционального напряжения, повышающие личную ответственность за качество выполнения психодиагностической работы.
3 этап (июль-август). С использованием методов математической статистики обработаны полученные данные и проведен их психологический анализ, в результате которого выявлены психотерапевтические мишени.
4 этап (сентябрь). Разработан курс из 6 семинаров-тренингов (в объеме 18 ч.) на тему «Развитие ресурсов руководителя УИС», основанный на современных отечественных и зарубежных теориях эффективного управления, учитывающий специфические особенности управления деятельностью персонала УИС и предполагающий профессиональное и личностное саморазвитие участников, их стимулирование на более успешное функционирование на своих управленческих должностях.
5 этап (сентябрь). Проведены методические тренинги для психологов психологических лабораторий учреждений ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с целью их профессиональной подготовки к апробации программы.
6 этап (октябрь-ноябрь). На базе каждого из 18 учреждений ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области проведен курс семинаров-тренингов с руководителями, а также сотрудниками, состоящими в резерве кадров на выдвижение на руководящую должность (172 чел.).
7 этап (ноябрь). Проведена оценка эффективности программы путем психологического анализа самоотчетов руководителей, динамики их поведения при решении реальных практических ситуаций в ходе управленческой деятельности. Научно подтверждена эффективность программы.
8 этап (ноябрь). Результаты научно-прикладного исследования освещены в рамках международной научно-практической конференции «Государственная политика в области назначения и исполнения уголовных наказаний: состояние и мировые тенденции», проводимой на базе Вологодского института права и экономики ФСИН России.
9 этап (декабрь). Проведены методические тренинги с участием 40 психологов психологических лабораторий учреждений 8 территориальных органов УИС СЗФО с целью внедрения в пенитенциарную практику программы «Развитие ресурсов руководителя УИС».
10 этап (декабрь). Проведены индивидуальные консультации с начальниками учреждений УИС по результатам индивидуальной психодиагностики, которым предоставлены психологические рекомендации по оптимизации их управленческой деятельности.
11 этап (с декабря 2008 года). Осуществляется внедрение программы «Развитие ресурсов руководителя УИС» в пенитенциарную практику территориальных органов УИС СЗФО, а также ГУФСИН России по Ульяновской области.
Результаты исследования:
1. Изучены представления сотрудников УИС об облике реального и образе идеального руководителя пенитенциарного учреждения на современном этапе реформирования УИС.
2. Определены качества, свойственные руководителям успешно функционирующих учреждений/подразделений, в числе которых: собственная профессиональная компетентность и хорошее знание специфики деятельности вверенного пенитенциарного учреждения, обеспечение персонала необходимыми условиями работы, способность руководить рабочим процессом таким образом, чтобы выполнять поставленные задачи в намеченные сроки, направленность на формирование из числа сотрудников учреждения сплоченной команды, открытость и дружелюбие по отношению к подчинённым и доверие с их стороны к себе, создание благоприятных условий для их должностного роста, собственная заинтересованность профессиональной деятельностью.
3. Научно подтверждено влияние выраженности у руководителей учреждений/ подразделений УИС лидерских качеств на эффективность осуществляемого ими управленческого процесса. Чем более у руководителей реализуются лидерские качества помимо администраторских, тем выше эффективность оперативно-служебной деятельности учреждений/ подразделений.
4. Установлено, что сплочённость группы (коллектива) из числа сотрудников УИС является одним из факторов, напрямую определяющих уровень эффективности функционирования пенитенциарного учреждения/подразделения.
5. Выделены «слабые звенья» управленческой деятельности руководителей УИС, в первую очередь требующие развития/коррекции для максимального приближения к образу идеального руководителя и способствующие эффективности функционирования учреждений/подразделений: способность формировать коллектив, прогнозировать поведение подчиненных, влиять на них, добиваться выполнения обязательств, используя ситуативный стиль управления, проявлять заинтересованность в их профессиональном развитии.
6. Разработана, апробирована и внедрена в пенитенциарную практику научно-обоснованная программа повышения психологической компетентности и развития ресурсов руководителей учреждений и подразделений УИС.