Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Развитие социального интеллекта подростков средствами танцевальной терапии» (технология деятельности педагога психолога с подростками)


 
Проблема социального интеллекта является одной из центральных в современной психологии. Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей; эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Являясь когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, социальный интеллект обеспечивает конструктивную оценку текущей ситуации в общении, и, как следствие, адекватное и успешное социальное взаимодействие личности.
 
Проблема социального интеллекта имеет междисциплинарный характер (Л.А. Коростылева). Ее анализу посвящены работы многих исследователей. Идеи возможности высших достижений в разных пространствах жизнедеятельности человека лежат в основе акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, Деркач, Н.В. Кузьмин,  В. Г. Зазыкин, А.К. Маркова А.А. Бодалев  и др.), основная цель которого состоит в изучении факторов, обусловливающих развитие социального интеллекта.
Зарубежные социологи и социальные психологи изучали условия, механизмы возникновения социального интеллекта (К. Гольдштейн, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Отечественные исследователи сосредоточены на анализе социального интеллекта как одной из сущностных способностей человека, связанных с развитием личности (С.Л. Рубинштейн, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий).
 
Особенное острое звучание проблема поиска методов и способов развития социального интеллекта приобретает когда речь идет о подрастающем поколении - подростках. Развитие у молодых россиян  способности понимать и воспринимать личностные и социально-психологические позиции других, особенности поведения людей с другой культурой, рефлексивно представлять другого человека на своем месте обусловлено увеличением числа  маргиналов, которые характеризуются высоким уровнем социальных разочарований и общей ценностной дезориентацией, а также лишены устойчивых адаптационных социальных навыков межличностного общения, личностной самоактуализации вследствие низкого уровня социального интеллекта.
 
В современном обществе наблюдается противоречие между необходимостью обладания современной личностью высоким уровнем развития интеллекта и часто встречающимися трудностями в понимании отношений между людьми, социальной ситуации, в адаптации к обществу. Разрешение этого противоречия заключается в увеличении компетентности личности в общении и, в целом, компетентности при познании социального мира. 
 
В силу вышесказанного  различным аспектам развития именно социального интеллекта сегодня уделяется особое внимание. Представители инновационного образования активно занимаются вопросами взаимосвязи социального интеллекта с общим уровнем развития ребенка, его психологической культурой,  ролью в социализации личности.  
Высоким потенциалом в развитии личности подростка вообще и социального интеллекта в частности обладает танцевально-двигательная терапия. Уроки, сеансы танцевальной терапии играют огромную роль в решении многих проблем у детей и взрослых как в эмоциональном, психологическом, так и в физическом плане. 
Занятия танцевальной терапии необходимы поскольку позволяют расслабиться внутренне, раскрепоститься; снять напряженность в отношениях, способствуют развитию коммуникативности, танцевальная терапия способствует коррекции проблем отдельной личности и коллектива в целом. На групповых занятиях, контактирую с другими, многие испытывают расслабление, единение с окружающими и, как следствие, происходит выход из замкнутого и настороженного ко всему окружающему состояния. 

Цель проекта

составление и апробация  технологии деятельности педагога-психолога по развитию социального интеллекта подростков средствами танцевальной терапии. 
 
Исследование по изучению возможностей развития социального интеллекта подростков средствами танцевальной терапии проводилась в рамках проекта  «Танцующий город». Региональный проект «Танцующая Тула» – новое событие культурной жизни Тульской области. Основная идея проекта состоит в том, чтобы жители Тульской области, в особенности молодёжь предпочитали проводить своё свободное время занятиями танцами для улучшения своего здоровья и   культурного общения друг с другом. 

Практическая значимость

Исследование имеет практическую значимость исследования – представлена программа для развития социального интеллекта детей подросткового возраста  с использованием средств танцевальной терапии, полностью апробированная и готовая к использованию практическими психологами в своей деятельности, составлены рекомендации для родителей и педагогов. 
 
Выборку исследования составили 225 человек: 114 девочек и 111 мальчиков. Средний возраст испытуемых 13-14 лет.
Для изучения особенностей развития социального интеллекта подростков использовались следующие психодиагностические методики: Методика исследования социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. Салливен; Методика определения уровня эмпатии (И.М. Юсупов); Методика Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности  (Г. Я. Розен); Оценка самоконтроля в общении (М. Снайдер); Диагностика эмоциональных барьеров  в межличностном общении  (В. В. Бойко). 
 
Анализ результатов пилотажного исследования позволил нам сделать вывод о том, что для большинства подростков в выборке характерен средний и ниже среднего уровень развития социального интеллекта (соответственно 44%  и 32%). 
Нами была разработана программа развития социального интеллекта подростков средствами танцевальной терапии.
Задачи программы:
  1. Развитие умения налаживать отношения, ставить себя на место другого.
  2. Развитие  способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, самоконтроля в общении.
  3. Снятие  эмоциональных помех.
  4. Повышение уровня эмоциональной эффективности в общение через танец, движение,  пластику тела.
Проведение занятий проходило в условиях специально смоделированных коллективных упражнений и включало поэтапность: занятие начиналось с вводной части: приветствия (добрая улыбка и рукопожатие), вступительного слова ведущего, затем проводились упражнения основной части. Заключительная часть включала подведение итогов, рефлексию и завершалось занятие ритуалом прощания (аплодисменты и реплика «Спасибо»). 
В процессе рефлексии ребята отвечали на поставленные вопросы; выясняли, что было легко выполнить, а что трудно; делались выводы. Поведение ведущего, проводившего занятия   должно было служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления всех положительных изменений в поведении подростков. Ведущий, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать занятия более эффективными.
 
В качестве основы при разработке программы был использован групповой психологический тренинг. Групповой психологический тренинг является методом преднамеренного изменения человека, направленного на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ, переоценку собственного эмоционального опыта в процессе группового взаимодействия.
 
Данная программа состоит из 14 занятий и рассчитана на срок до 5-6 недель.   Занятия проводились один - два раза в неделю. Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. 
Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия: 
  • игры-коммуникации,
  • индивидуальные упражнения, 
  • этюды,
  • беседы,
  • визуализация,
  • техника релаксации.
Танцевальная игра объединяет танец и игру и помогает детям как развить, так и открыть свое тело и душу. Танец помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств; через движение и пластику, через музыку, в которую погружается ребенок, пропускает ее через себя, происходит раскрепощение, снятие зажимов. Ребенок постепенно становится более свободным и уверенным в себе.
Танец является возможностью разогреть тело и открыть его для движения, снять психическое напряжение, которое препятствует выражению детских чувств. 
Темы импровизаций на занятиях могут быть предложены танцевальным терапевтом, например, он может предложить станцевать «танец дождя» или же темы могут придумываться самими детьми.
 
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяют говорить о положительной динамике, повысилось количество подростков  со средним и высоким уровнем социального интеллекта. На основе анализа проведенного исследования и психолого-педагогической литературы  составлены рекомендации для подростков, педагогов, родителей, психологов. 

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su