16+
Выходит с 1995 года
16 апреля 2024

Кто есть кто

Андрей Александрович Волочков

Андрей Александрович Волочков

11.05.1957 - 23.10.2018

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Профессор кафедры практической психологии факультета психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Профессор кафедры истории искусств и гуманитарных дисциплин Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Член диссертационного совета при Уральском федеральном университете им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Член Российского психологического общества, эксперт первой квалификационной группы по психодиагностике РПО, член ревизионной комиссии Пермского регионального отделения РПО. Член Федерации психологов образования России, член Бюро по психодиагностике ФПО России.

В 1979 г. закончил Пермский государственный университет по специальности «История», в 1992 г. - Пермский государственный педагогический институт по специальности «Практический психолог сферы образования». Стажировался в Университете г. Утрехт (Нидерланды, 2006), Университете Ван де Ком, г. Парамарибо (Суринам, 2008).

В 1997 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников)», в 2002 г. - докторскую диссертацию на тему «Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности».

В 1979-1992 гг. - учитель истории и обществознания. С 1982 г. имеет звание учитель-методист, далее - учитель-экспериментатор и учитель высшей категории.

С1992 г. работает в Пермском государственном педагогическом институте (сейчас Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет: ассистент кафедры психологии, доцент, профессор, в 2004-2017 гг. - заведующий кафедрой практической психологии. В 2004-2013 гг. – заместитель директора Института психологии ПГГПУ.

С 2003 г. - профессор кафедры социальной работы и конфликтологии Пермского государственного университета.

В 1993-2004 гг. возглавлял научное руководство экспериментальными площадками в ряде школ гг. Пермь, Березники, Чусовой.

В 1997-2007 гг. – член диссертационного совета при Пермском государственном педагогическом университете.

В 2003-2010 гг. – член экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований (дистанционная экспертиза).

Научные интересы:

  • психология активности
  • психодиагностика
  • психометрика
  • многомерная статистика в социальных науках
  • педагогическая психология
  • психология образования
  • анализ и интерпретация данных эмпирического исследования
  • конструирование диагностического инструментария

Автор ряда оригинальных образовательных технологий в сфере контроля и оценки знаний, обучения приемам системного мышления, обучения динамическому конспектированию, создания опорных сигналов в области гуманитарных дисциплин, создания условий для перехода к самостоятельной учебной деятельности подростков и старшеклассников.

Гранты:

  • РГНФ: Профессиональная активность учителя и поведение проблемного ученика, проект № 07-06-00528 а (2007)
  • РГНФ: Психическое развитие школьника в зависимости от модели образования, проект № 07-06-82635 а/У (2007)
  • грант Мин. промышленности и природных ресурсов Пермского края. на издание монографии Активность субъекта бытия: Интегративный подход, проект № НИП-07-09 (2007)

Читает курсы:

  • Педагогическая психология
  • Психодиагностика
  • Психолого-педагогическая диагностика
  • Психология активности
  • Научно-исследовательский семинар (магистратура)
  • Эксперимент и анализ данных в социальных исследованиях и социальной работе

Основные публикации: более 200 работ, в том числе

  • Волочков А.А. Активность субъекта и развитие учащегося: теория, диагностика и проблемы развивающих технологий: - Пермь: ПОИПКРО, 2003. – 100 с.
  • Волочков А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) //Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 3, с. 22 – 31.
  • Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смысло-образующей активности у старшеклассников // Психологический журнал, 2004. № 2. Т. 25. С. 17 – 33.
  • Волочков, А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. – Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь, 2007. 375 С. 23,5 п.л.
  • Волочков, А.А. Активность субъекта сферы жизни: теоретическая модель и эмпирика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.7. 2010. № 1. С. 12 – 45.
  • Волочков, А.А. Интегративный подход в диагностике универсальных учебных действий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск 17. 2012, № 19 (273). С. 58 – 68.

Награды:

  • победитель Всероссийского конкурса на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации (диплом 1 степени) (2002)
  • победитель конкурса Национального фонда образования в номинации «Психология и педагогика» на лучшую вузовскую книгу России, изданную в 2007 году (монография «Психология активности: интегративный подход») (2008)
  • победитель конкурса «Ученый года Пермского государственного педагогического университета» (в номинации «Психологические науки») (2008)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»