16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Людмила Филипповна Обухова

Людмила Филипповна Обухова

22.07.1938 - 20.07.2016

Доктор психологических наук, профессор. Почетный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, МГППУ. Почётный доктор Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета.

Действительный член РАЕН, член Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR).

Член редакционного совета журналов: «Вестник Московского университета. Серия «Психология», «Психологическая наука и образование», «Культурно-историческая психология», «Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна».

В 1960 г. окончила психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1972 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование элементов научного мышления у ребенка», в 1996 г. - докторскую диссертацию на тему «Пути научного изучения психики ребёнка в XX веке».

В 1960-1999 гг. работала в МГУ: старший лаборант, младший научный сотрудник, доцент и профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии.

В 1970-е г. работала в интернате для слепоглухих в Загорске. Курировала группу слепоглухих студентов, обучавшихся в МГУ.

В 1988-1990 гг. - эксперт ЮНЕСКО по проблеме «Маленький ребёнок и семья».

С 1999 г. заведовала кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ.

С именем Л.Ф Обуховой связано становление факультета психологии образования МГППУ и кафедры возрастной психологии. Людмила Филипповна читала основные базовые дисциплины, была создателем и руководителем международной магистерской программы «Психология развития» в МГППУ. Благодаря ее энтузиазму в МГППУ появились именные аудитории В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и других классиков отечественной и зарубежной психологии.

По её инициативе, при её поддержке и участии начиналась и развивается педагогическая и научно-исследовательская работа во многих университетах и педагогических институтах РФ (Архангельск, Нижний Новгород, Сургут, Самара, Дубна и др.).

Ученица П.Я. Гальперина.

Область научных интересов: возрастная психология, проблемы психического развития ребенка в условиях сенсорных дефектов.

В сфере фундаментальных теоретико-методологических исследований Л.Ф. Обуховой представлена система возможных интерпретаций психического развития ребенка. Установлены два магистральных пути развития детской психологии, каждый из которых реализует одну из существующих парадигм исследования: естественнонаучную и культурно-историческую. Сравнительный анализ теорий детского развития позволил вскрыть их преемственность и установить логику процесса формирования научного знания о движущих причинах детского развития. Л.Ф. Обухова провела детальный анализ учения Ж. Пиаже и подвергла экспериментальной верификации ряд его положений. Для изучения характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж. Пиаже) она применяла метод планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

В составе научного коллектива центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца участвовала в разработке программы дошкольного образования
«Истоки», направленной на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка и максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода.

Читает курсы:

  • Возрастная психология
  • Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов
  • Теория Ж. Пиаже
  • Актуальные проблемы современной психологии развития
  • Основы общей (генетической) психологии
  • Теория П. Я. Гальперина
  • Возрастная психология
  • Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов

Основные публикации: более 70 научных работ, включая статьи на немецком, английском, французском языках, в том числе

  • Этапы развития детского мышления (1972)
  • Концепция Жана Пиаже: за и против (1981)
  • Современная американская психология развития (1986)
  • Формы и функции подражания в детском возрасте (в соавт., 1994)
  • Развитие творческого мышления дошкольника» (в соавт., 1995)
  • Развитие дивергентного мышления (в соавт., 1995.)
  • Неоконченные споры: П.Я. Гальперин и Ж. Пиаже (1996)
  • Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии (в соавт., 2001)
  • Концепция М.И. Лисиной и современная психология: перекличка идей (2009)
  • Социокогнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка (2010)
  • Теория П.Я. Гальперина — становление новой отрасли психологии (2010)
  • Современный ребенок: шаги к пониманию (2010)
  • Выготский и психология развития в его и наши дни (2012)
  • П.Я. Гальперин — равный среди равных (2012)
  • Психология развития в начале нового века (2014)
  • Л.С. Выготский под знаком времени (2016)

Автор фундаментального учебника «Возрастная психология», многократно переиздававшегося и ставшего классическим.

Награды:

  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования
  • Медаль в память 850-летия Москвы
  • Медаль К.Д. Ушинского
  • Орден М.В.Ломоносова
  • Почетный знак «Золотое пси»

Некролог и слова памяти на сайте МГППУ

Статья памяти Л.Ф. Обуховой

Интервью с Л.Ф. Обуховой

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»